У нас есть знакомая, большая любительница классической музыки, посещающая огромное количество соответствующих концертов, так вот она говорит, что всегда плачет, когда слушает на концертах «Адажио Альбинони». Нас это, конечно, удивило, кое-что послушали из Альбинони, но сами впервые в минувшие выходные услышали полную версию его Адажио в исполнении оркестра мирового класса, и надо признаться — действительно впечатлило.
История жизни и наследия Томазо Джованни Альбинони (1671—1751 гг.) также не тривиальна. Он творил в Венеции, столице Венецианской республики, в 18 веке, в эпоху барокко. Написал полсотни опер на мифологические сюжеты, однако большая их часть до нас не дошла. Но больше он известен как автор классической инструментальной музыки, но и в этой области не всё его наследие сохранилось до настоящего времени. Так случилось, что множество архивных материалов, связанных с жизнью композитора и большинство его рукописных партитур хранилось в Дрездене в Саксонской земельной библиотеке, которая была практически полностью уничтожена во время бомбардировки войсками коалиции во главе с США в 1944 году. Архив композитора оказался в Дрездене по той причине, что он в 1722 году по приглашению курфюрста Баварии приехал руководить местной оперой.
Итальянский музыковед и биограф многих известных композиторов Ремо Джадзотто (1910—1998 гг.) работал с сохранившимися архивами Саксонской земельной библиотеке сразу после войны, когда собирал материалы для биографии мало кому известного и практически не исполняемого итальянского композитора эпохи барокко Томазо Джованни Альбинони. Тогда он якобы нашел крохотный рукописный фрагмент партитуры одного из произведений Альбинони и воссоздал на его основе музыку. Найденный фрагмент, согласно предисловию Джадзотто к первому изданию Адажио, содержал басовую партию и два фрагмента партии первой скрипки общей продолжительностью шесть тактов. Первая публикация пьесы целиком была озаглавлена так: Ремо Джадзотто. Адажио соль минор для струнных и органа на основе двух фрагментов темы и цифрованного баса Томазо Альбинони (итал. Remo Giazotto: adagio in sol minore per archi e organo su due spunti tematici e su un basso numerato di Tomaso Albinoni).
Так началась удивительная вторая музыкальная жизнь Томазо Джованни Альбинони.
Альбинони был счастливчиком: родился в 1671 году в обеспеченной знатной венецианской семье, а его отец многое сделал, чтобы он мог заниматься музыкой, не отвлекаясь на зарабатывание денег на жизнь. Альбинони при жизни достиг больших успехов в музыке, его превозносили в конце 17-го века, затем забыли на 300 лет, а вспомнили лишь благодаря грандиозной и прекрасной мистификации. К 40 годам он написал больше 50 опер, ввел моду на концерты струнных инструментов, был известен и принят в европейских дворах, а Бах и Вивальди писали музыку на темы, заимствованные из его произведений. Но при этом Альбиони был столь нетщеславным, что до 40 лет подписывал свои произведения «dilettante venete» — венецианский любитель. Умер композитор в Венеции в безвестности в 79 лет, такое иногда случается с великими музыкантами и в истории музыки это пример не единственный, о великом Бахе тоже вспомнили только через 200 лет после смерти. Похоронен Альбинони в Соборе Святого Марка на одноименной главной площади прекрасной Венеции. Но скромность художника оказалась вознаграждена самым потрясающим образом благодаря другому альтруисту — его биографу Ремо Джадзотто. В середине 20-го века Ремо Джадзотто обнародовал знаменитое «Адажио Альбиони» для органа и струнных. Он вроде как воссоздал его по отрывку партитуры композитора, когда работал с сохранившимися архивами Саксонской земельной библиотеки. Отрывок содержал шесть тактов мелодии — всего 10 секунд звучания. А Джадзотто сделал из них шедевр всех времен и народов.
«Адажио соль минор для струнных инструментов и органа» — одно из самых известных и исполняемых произведений мировой музыкальной культуры, а его клонов в разных областях музыки просто не счесть. Среди них музыка для нескольких десятков кинофильмов, десятки перепевов оперных и эстрадных исполнителей, вплоть до рок-металла. Здесь отметились Лара Фабиан, Сара Брайтман, Демис Руссос, Мирей Матье и многие другие. Наших музыкантов также предостаточно. На эту тему пел Хворостовский. Борис Эйфман на основе Адажио поставил для В.Михайловского балет «Познание». Мелодия романса великого русского композитора Г. Свиридова из «Метели» А. С. Пушкина тоже созвучна «Адажио Альбинони». Кажется, что эта музыка уже заезжена, но нет, её надо непременно послушать в исполнении профессионального симфонического оркестра и тогда Вы поймете, что это просто неземная музыка.
Это произведение известно нам под названием «Адажио Альбинони», а между тем, написал эту музыку именно Ремо Джадзотто. Написал сам Джадзотто, а опубликовал под именем Альбинони. Если бы Джадзотто зарегистрировал на себя авторское право на это произведение, то судя по количеству исполнений Адажио мог бы стать самым богатым человеком среди композиторов. Но он упорно заявлял, что это не его авторское произведение, а всего лишь реконструкция, основанная на фрагменте партитуры Альбинони, найденном в архивах Дрезденской библиотеки. Поначалу спорить с профессором истории музыки Флорентийского университета никто не стал, но со временем факты стали играть против Джадзотто. Оригинал клочка партитуры оказался навсегда утраченным и никто его так и не видел, журналисты нашли доказательства, что такого музыкального фрагмента из наследия Альбинони в собрании Дрездонской библиотеки никогда не было, а сама пьеса, с точки зрения музыкальных критиков, стилистически отличается от произведений эпохи барокко вообще и Альбинони в частности. Ремо Джадзотто, под давлением неоспоримых аргументов незадолго до своей смерти в 1990-х годах в одном из интервью признал, что он, Ремо Джадзотто, сам сочинил Адажио в барочной музыкальной форме и приписал его Альбинони. Но с другой стороны, как смог Джадзотто, не будучи известным композитором, создать эту божественную мелодию. Он был музыковедом, музыкальным редактором, писателем, в конце концов профессором теории музыки, но нет никаких известных его музыкальных произведений. Скорее всего истина лежит посередине: музыкальная тема принадлежала всё-таки Альбинони, а развил её совершенно гениальным образом Джадзотто. Если и с этим не согласиться, то всю эту историю надо отнести на счет божественного провидения. А с третьей строны, какое это имеет сегодня значение, кто написал Адажио.
Два великих, но непрактичных итальянца Томазо Альбинони и Ремо Джадзотто, связанных великой музыкой, безусловно, встретились в раю. И там, на небесах, где Господь дал им вечный приют, нет никакой разницы — кто написал «Адажио». Оно принадлежит всем нам, как всё прекрасное в нашем мире: любовь, искусство, красота.
Ниже ссылка на краткий вариант «Адажио Альбинони» длительностью чуть более 3 минут.
Tomaso Albinoni — Adagio (best live version)
Классический вариант «Адажио Альбинони» длится чуть более 8 минут.
Tomaso Albinoni — Adagio (best live version)
Среди эстрадных исполнений Адажио отдали свой голос Эльвире Калимуллиной. С нашей точки зрения, она перепела и Лару Фабиан и Сару Брайтман и многих других.
Эльмира Калимуллина — Адажио // Elmira — Adagio
Нельзя пройти мимо гениальной музыки Георгия Свиридова примерно на ту же тему, что и Адажио. Романс Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести «Метель» А. С. Пушкина.
Г. Свиридов Метель — G.Sviridov Romance
И, наконец, балет «Познание» на музыку Адажио в исполнении Валерия Михайловского. Хореография Бориса Эйфмана. Поразительное совпадение музыки и пластики.
Валерий Михайловский — «Познание» Б.Эйфмана (Альбинони)