Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57
Фотоальбом

За кулисами Большого театра

В Москве сегодня можно побывать на таких интересных экскурсиях, как театральные. Такие экскурсии стали популярными в последнее время. По словам российского министра культуры, сегодня Москва переживает театральный бум, по статистике посещаемость федеральных театров за последние 2–3 года увеличилась на 20%, при этом доходы театров от продажи билетов возросли на 80%. На этой волне с целью дальнейшей популяризации театрального дела московские театры все чаще стали предлагать такие экскурсии.

Как пример, экскурсия в Вахтанговский театр на Арбате или экскурсия по МХТ Олега Табакова в Камергерском переулке. На такие экскурсии продаются билеты даже в театральных кассах Москвы или их можно без проблем купить в Интернете на сайтах, предлагающих театральные билеты. Мы не остались в стороне от такого интересного мероприятия и посетили с экскурсией Большой театр. В Большом театре много что сошлось для нашей страны: высокое искусство, русская история, русская архитектура, русская инженерная мысль, поэтому подробное знакомство с ним весьма интересно.

На экскурсию в Большой можно попасть двумя способами. 1) Купить билет на экскурсию в кассе театра, к сожалению, в других кассах этого сделать пока нельзя. Касса в главном здании театра работает с 11.00, подойти надо за час-полтора, желающих попасть на экскурсию достаточно, а пускают группу не более 15 человек. Стоимость такой экскурсии 500 руб. 2) Заказать заранее коллективную экскурсию от какого-либо предприятия, заявки принимаются на группу от 5 человек, стоимость дороже более чем в 2 раза, но есть преимущество в виде малочисленной группы и можно выбрать дату и время. Более подробная информация есть на сайте Большого театра. У нас был второй вариант, мы мобилизовали своих друзей.

Впечатления от экскурсии незабываемые, сначала обошли с экскурсоводом весь пустынный театр, а затем сидели и слушали рассказ в совершенно пустом зрительном зале под аккомпанемент фортепьяно и в сопровождении танца на сцене балерины, которая то ли разучивала роль, то ли тренировалось перед вечерним представлением балета «Раймонда». Ниже небольшой фотоальбом с комментариями.

Большой театр в редкий солнечный февральский день
Большой театр в редкий солнечный февральский день
Вид на Большой театр со стороны театра РАМТ
Вид на Большой театр со стороны театра РАМТ
Вид на Большой театр со стороны театра РАМТ
Вид на Большой театр со стороны театра РАМТ
Вид на Большой театр со стороны Новой сцены Большого театра. Кстати, одна из дверей на этой стороне Большого театра ведет в сувенирный магазин под названием «Большой». Вход туда свободный, и с 11 до 17 часов можно посетить этот магазин, он находится на минус 1 этаже, и одним глазком совершенно бесплатно взглянуть на доступные интерьеры Большого театра. Возможно через эту же дверь тайно посещал Большой театр Сталин и сразу проходил под охраной в свою ложу.
Вид на Большой театр со стороны Новой сцены Большого театра. Кстати, одна из дверей на этой стороне Большого театра ведет в сувенирный магазин под названием «Большой». Вход туда свободный, и с 11 до 17 часов можно посетить этот магазин, он находится на минус 1 этаже, и одним глазком совершенно бесплатно взглянуть на доступные интерьеры Большого театра. Возможно через эту же дверь тайно посещал Большой театр Сталин и сразу проходил под охраной в свою ложу.
Одна из муз на фасаде Большого театра - муза лирической поэзии Эрато.
Одна из муз на фасаде Большого театра - муза лирической поэзии Эрато.
Вторая муза на фасаде Большого театра - муза танца Терпсихора. Музы для фасада Большого театра в свое время были заказаны Альбертом Кавосом, который восстанавливал практически полностью сгоревшее в 1853 году здание театра. В 1941 году обе скульптуры были уничтожены взрывом авиационной бомбы. В 1942 году их восстановили, но они сильно отличались от первоначального замысла. В ходе реконструкции театра скульптуры были восстановлены в точном соответствии с проектом Кавоса. Высота восстановленных фигур муз достигает 3,5 метра, а вес каждой из них - более двух тонн. Каждая скульптура состоит из 7 гипсовых элементов. Части скульптур были нанизаны на металлический каркас, сохранившийся с XIX века.
Вторая муза на фасаде Большого театра - муза танца Терпсихора. Музы для фасада Большого театра в свое время были заказаны Альбертом Кавосом, который восстанавливал практически полностью сгоревшее в 1853 году здание театра. В 1941 году обе скульптуры были уничтожены взрывом авиационной бомбы. В 1942 году их восстановили, но они сильно отличались от первоначального замысла. В ходе реконструкции театра скульптуры были восстановлены в точном соответствии с проектом Кавоса. Высота восстановленных фигур муз достигает 3,5 метра, а вес каждой из них - более двух тонн. Каждая скульптура состоит из 7 гипсовых элементов. Части скульптур были нанизаны на металлический каркас, сохранившийся с XIX века.
Знаменитая квадрига Петра Клодта. Известному русскому скульптору Петру Клодту особенно удавались изображения лошадей, достаточно вспомнить его также знаменитые скульптурные композиции с лошадями, установленные на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Император Николай I даже удостоил скульптора монаршей крепкой шуткой: «Ты, Клодт, делаешь лошадей лучше, чем жеребец!». Квадрига к началу реставрации театра находилась в плачевном состоянии, 150 лет на посту в любую погоду – это не шутка. Реставрация квадриги по настоянию специалистов шла прямо «на месте», чтобы избежать повреждения тонкой медной оболочки при транспортировке. Колесница Аполлона после тщательной реставрации была покрыта несколькими слоями специального защитного состава, в результате чего она приобрела оливково-зеленый цвет патинированной бронзы. Возможно, теперь квадрига простоит еще 150 лет без ремонта.
Знаменитая квадрига Петра Клодта. Известному русскому скульптору Петру Клодту особенно удавались изображения лошадей, достаточно вспомнить его также знаменитые скульптурные композиции с лошадями, установленные на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Император Николай I даже удостоил скульптора монаршей крепкой шуткой: «Ты, Клодт, делаешь лошадей лучше, чем жеребец!». Квадрига к началу реставрации театра находилась в плачевном состоянии, 150 лет на посту в любую погоду – это не шутка. Реставрация квадриги по настоянию специалистов шла прямо «на месте», чтобы избежать повреждения тонкой медной оболочки при транспортировке. Колесница Аполлона после тщательной реставрации была покрыта несколькими слоями специального защитного состава, в результате чего она приобрела оливково-зеленый цвет патинированной бронзы. Возможно, теперь квадрига простоит еще 150 лет без ремонта.
Новый Бетховенский зал-трансформер. Ранее Бетховенский зал находился в Большом Императорском фойе, где произошло множество исторических событий от торжеств в честь коронации русских императоров до различных мероприятий ЦК КПСС. Сегодня Бетховенский зал представляет собой суперсовременный камерный зал на 320 мест с прекрасной акустикой, который может трансформироваться в танцевальный или банкетный зал. Находится в подземной части нового здания Большого театра. Рядом с ним ранее проходила линия метро и говорят, что эту линию метро пришлось переносить на несколько метров для обеспечения нужной шумоизоляции зала. Сцена зала находится прямо под фонтаном, расположенном в центре Театральной площади.
Новый Бетховенский зал-трансформер. Ранее Бетховенский зал находился в Большом Императорском фойе, где произошло множество исторических событий от торжеств в честь коронации русских императоров до различных мероприятий ЦК КПСС. Сегодня Бетховенский зал представляет собой суперсовременный камерный зал на 320 мест с прекрасной акустикой, который может трансформироваться в танцевальный или банкетный зал. Находится в подземной части нового здания Большого театра. Рядом с ним ранее проходила линия метро и говорят, что эту линию метро пришлось переносить на несколько метров для обеспечения нужной шумоизоляции зала. Сцена зала находится прямо под фонтаном, расположенном в центре Театральной площади.
Главный вестибюль Большого театра. Он был полностью уничтожен в 1941 году в результате попадания в здание театра фугасной бомбы, пробившей фасадную стену. Взрывной волной были разрушены все лепные декоративные части главного фасада, обрушилось перекрытие вестибюля и главного фойе, сорваны дубовые входные двери и выбиты все окна на фасадах, но восемь колонн устояли. Значительно пострадала царская ложа и часть зрительного зала. Сегодня из многих источников доступна информация, что если бы бомба попала в центр здания театра, то Большой театр был бы полностью и безвозвратно уничтожен, т.к. в подвалах находилось три тонны взрывчатки, в те времена многие здания в центре были заминированы на случай сдачи Москвы фашистам. Незамедлительно, несмотря на тяжелые военные времена и холод, начались восстановительные работы, но было конечно не до исторической аутентичности. Главным итогом последнего ремонта как раз и стало полное восстановление исторического облика вестибюля, как его задумал Альберт Кавос. А главной идеей Кавоса было создание достаточного скромного в пастельной гамме и строгого по оформлению вестибюля в противовес роскошному оформлению зрительного зала. В ходе реконструкции реставраторы провели многочисленные архивные изыскания и технологические исследования отделки интерьеров с целью выяснения первоначальных слоев покраски и используемых цветовых решений. Для воссоздания полов в главном вестибюле на немецкой фабрике Villeroy&Boch заказали специальную метлахскую плитку ручного прессования - такую же, какую заказывали для Большого театра более ста лет назад. Mettlacher Platten - метлахская плитка была создана основателями фирмы Villeroy&Boch по мотивам римской мозаики еще в 1852 году и с тех она производится по той же самой практически неизменной ручной технологии.
Главный вестибюль Большого театра. Он был полностью уничтожен в 1941 году в результате попадания в здание театра фугасной бомбы, пробившей фасадную стену. Взрывной волной были разрушены все лепные декоративные части главного фасада, обрушилось перекрытие вестибюля и главного фойе, сорваны дубовые входные двери и выбиты все окна на фасадах, но восемь колонн устояли. Значительно пострадала царская ложа и часть зрительного зала. Сегодня из многих источников доступна информация, что если бы бомба попала в центр здания театра, то Большой театр был бы полностью и безвозвратно уничтожен, т.к. в подвалах находилось три тонны взрывчатки, в те времена многие здания в центре были заминированы на случай сдачи Москвы фашистам. Незамедлительно, несмотря на тяжелые военные времена и холод, начались восстановительные работы, но было конечно не до исторической аутентичности. Главным итогом последнего ремонта как раз и стало полное восстановление исторического облика вестибюля, как его задумал Альберт Кавос. А главной идеей Кавоса было создание достаточного скромного в пастельной гамме и строгого по оформлению вестибюля в противовес роскошному оформлению зрительного зала. В ходе реконструкции реставраторы провели многочисленные архивные изыскания и технологические исследования отделки интерьеров с целью выяснения первоначальных слоев покраски и используемых цветовых решений. Для воссоздания полов в главном вестибюле на немецкой фабрике Villeroy&Boch заказали специальную метлахскую плитку ручного прессования - такую же, какую заказывали для Большого театра более ста лет назад. Mettlacher Platten - метлахская плитка была создана основателями фирмы Villeroy&Boch по мотивам римской мозаики еще в 1852 году и с тех она производится по той же самой практически неизменной ручной технологии.
Вид сцены Большого театра из партера.
Вид сцены Большого театра из партера.
Вид на правительственные ложи, расположенные слева от сцены. Ранее эти ложи были предназначены для царской семьи, затем здесь располагалась ложа Сталина за пуленепробиваемом стеклом, позже эти ложи использовались другими советскими руководителями.
Вид на правительственные ложи, расположенные слева от сцены. Ранее эти ложи были предназначены для царской семьи, затем здесь располагалась ложа Сталина за пуленепробиваемом стеклом, позже эти ложи использовались другими советскими руководителями.
Вид на директорские ложи, расположенные справа от сцены. Эти ложи предназначены для дирекции театра и художественных руководителей – репетиторов, как их называют.
Вид на директорские ложи, расположенные справа от сцены. Эти ложи предназначены для дирекции театра и художественных руководителей – репетиторов, как их называют.
Вид на царскую ложу, самое богато украшенное место в театре. От обилия золота рябит в глазах. Над ложей герб Российской империи.
Вид на царскую ложу, самое богато украшенное место в театре. От обилия золота рябит в глазах. Над ложей герб Российской империи.
Вид на сцену из царской ложи. По утверждению экскурсовода - лучший вид на сцену в театре.
Вид на сцену из царской ложи. По утверждению экскурсовода - лучший вид на сцену в театре.
Один из атлантов, поддерживающих царскую ложу.
Один из атлантов, поддерживающих царскую ложу.
Креста в партере, довольно простые, но все работает на акустику. Под креслом решетка кондиционера, говорят, что иногда из неё так дует, что приходится закрывать её программкой.
Креста в партере, довольно простые, но все работает на акустику. Под креслом решетка кондиционера, говорят, что иногда из неё так дует, что приходится закрывать её программкой.
Оркестровая яма, созданная по последнему слову акустической техники и полностью механизированная - может двигаться вниз-вверх на несколько метров.
Оркестровая яма, созданная по последнему слову акустической техники и полностью механизированная - может двигаться вниз-вверх на несколько метров.
Знаменитая ярко-малиновая драпировка внутренних лож Большого театра была выбрана Кавосом для того, чтобы оттенить золотой декор зрительного зала. История восстановления обивочной ткани 19 века во время реконструкции Большого театра была весьма занимательна. Под обивкой одного из кресел Большого театра обнаружили небольшой кусочек ткани, порядком истрепанный, полинявший и просто ветхий от времени. Он был передал в единственное предприятие такого рода в России – в мастерскую старинных тканей Новоспасского мужского монастыря, где разобрались с его переплетением, а первоначальный его цвет выяснили после визита в архивы. Для того чтобы сделать эту ткань именно такой, какой она была создана в 19 веке, пришлось построить специальный станок. Т.к. ткань была очень сложного плетения, то за смену получалась полоска порядка 10см. Сейчас тканью, сделанной в этой уникальной мастерской, обита мебель в театре. И говорят, что эта ткань может прослужить не один десяток лет. Предприятие настолько уникальное, что можно посоветовать прочитать о нем более подробно по следующей ссылке: http://www.mk.ru/moscow/2016/02/04/v-moskve-rabotaet-edinstvennaya-v-mire-masterskaya-starinnykh-tkaney.html
Знаменитая ярко-малиновая драпировка внутренних лож Большого театра была выбрана Кавосом для того, чтобы оттенить золотой декор зрительного зала. История восстановления обивочной ткани 19 века во время реконструкции Большого театра была весьма занимательна. Под обивкой одного из кресел Большого театра обнаружили небольшой кусочек ткани, порядком истрепанный, полинявший и просто ветхий от времени. Он был передал в единственное предприятие такого рода в России – в мастерскую старинных тканей Новоспасского мужского монастыря, где разобрались с его переплетением, а первоначальный его цвет выяснили после визита в архивы. Для того чтобы сделать эту ткань именно такой, какой она была создана в 19 веке, пришлось построить специальный станок. Т.к. ткань была очень сложного плетения, то за смену получалась полоска порядка 10см. Сейчас тканью, сделанной в этой уникальной мастерской, обита мебель в театре. И говорят, что эта ткань может прослужить не один десяток лет. Предприятие настолько уникальное, что можно посоветовать прочитать о нем более подробно по следующей ссылке: http://www.mk.ru/moscow/2016/02/04/v-moskve-rabotaet-edinstvennaya-v-mire-masterskaya-starinnykh-tkaney.html
Люстра зрительного зала и расписная дека. Оригинальная конструкция плафона-деки в зрительном зале театра была изготовлена по проекту Кавоса из прямоугольных деревянных щитов вопреки противопожарной инструкции 19 века. Вот как писали газеты во времена восстановления театра под руководством Кавоса: «Овал боков зрительного зала обложен сверху донизу деревянной панелью, на два пальца отстоящей от каменной стены, округлый потолок зала, тоже деревянный, сделан совершенно так, как делаются гитары - он составлен из маленьких кусочков дерева». В результате театральное пространство обновленного здания, по словам экспертов 19 века стало представлять собою нечто вроде громадного инструмента, сделанного по всем правилам музыкальной акустики. И в конце 19 века, когда резонанская ель, из которой была сделана облицовка зрительного зала, полностью высохла, акустика зала Большого театра была одной из лучших, если не лучшей в мире. Именно к этому результату стремились реставраторы во время последней реконструкции Большого театра. Композиция «Аполлон и музы» представляет собой живописное полотно, особым способом закрепленное на деке.
Люстра зрительного зала и расписная дека. Оригинальная конструкция плафона-деки в зрительном зале театра была изготовлена по проекту Кавоса из прямоугольных деревянных щитов вопреки противопожарной инструкции 19 века. Вот как писали газеты во времена восстановления театра под руководством Кавоса: «Овал боков зрительного зала обложен сверху донизу деревянной панелью, на два пальца отстоящей от каменной стены, округлый потолок зала, тоже деревянный, сделан совершенно так, как делаются гитары - он составлен из маленьких кусочков дерева». В результате театральное пространство обновленного здания, по словам экспертов 19 века стало представлять собою нечто вроде громадного инструмента, сделанного по всем правилам музыкальной акустики. И в конце 19 века, когда резонанская ель, из которой была сделана облицовка зрительного зала, полностью высохла, акустика зала Большого театра была одной из лучших, если не лучшей в мире. Именно к этому результату стремились реставраторы во время последней реконструкции Большого театра. Композиция «Аполлон и музы» представляет собой живописное полотно, особым способом закрепленное на деке.
Вид на люстру и сцену с балкона последнего яруса. Несколько цифр про уникальную главную 3-х ярусную люстру Большого театра. Высота 8,5 метров, ширина 6,5 метра, вес 2,3 тонны, число хрустальных деталей 24 тысячи. Сначала в качестве источников света использовались свечи (во время представления их не гасили, не было времени), потом масляные лампады, затем газовые горелки, наконец, с 1893 года электрические лампы. Раньше люстру для обслуживания поднимали вверх в специальное помещение. В настоящее время опускают вниз, а над зрительным залом устроили специальное репетиционное помещение со сценой, аналогичной основной сцене.
Вид на люстру и сцену с балкона последнего яруса. Несколько цифр про уникальную главную 3-х ярусную люстру Большого театра. Высота 8,5 метров, ширина 6,5 метра, вес 2,3 тонны, число хрустальных деталей 24 тысячи. Сначала в качестве источников света использовались свечи (во время представления их не гасили, не было времени), потом масляные лампады, затем газовые горелки, наконец, с 1893 года электрические лампы. Раньше люстру для обслуживания поднимали вверх в специальное помещение. В настоящее время опускают вниз, а над зрительным залом устроили специальное репетиционное помещение со сценой, аналогичной основной сцене.
Вид на зрительный зал и сцену с балкона последнего яруса.
Вид на зрительный зал и сцену с балкона последнего яруса.
Вид на ложи зрительного зала. На 2-х предпоследних ярусах после реконструкции осталось только по одному ряду стульев. В последнем ярусе можно видеть стоячие места, билеты на которые стоят 300руб., ровно столько же, сколько стоит бокал самого дешевого шампанского в главном буфете театра, расположенном на этом же этаже. Бокал самого дорогого розового французского шампанского стоит здесь 2тыс. руб.
Вид на ложи зрительного зала. На 2-х предпоследних ярусах после реконструкции осталось только по одному ряду стульев. В последнем ярусе можно видеть стоячие места, билеты на которые стоят 300руб., ровно столько же, сколько стоит бокал самого дешевого шампанского в главном буфете театра, расположенном на этом же этаже. Бокал самого дорогого розового французского шампанского стоит здесь 2тыс. руб.
Золотой декор зрительного зала. Лепные украшения лож и ярусов театра из папье-маше или как еще их называли – арабески, были созданы в 1856 году, когда здание было восстановлено после пожара. Папье-маше, подобно дереву, имеет целлюлозную основу и обеспечивает хорошее звукоотражение, поэтому его использование наряду с резонансной елью и созданием формы зрительного зала в виде скрипки составляло одну из тайн акустики Большого театра. Реставрация архитектурного декора из папье-маше в зрительном зале было очень сложной процедурой, она включала расчистку и восстановление недостающих и утраченных частей декора по технологиям 19 веков. Еще более сложной процедурой было полиментное золочение, которое является одним из самых дорогих и сложных технологий золочения. Однако декоративный эффект получаемого золочения превосходит все остальные, поскольку золото полируется, и достигается максимальный его блеск. В реставрации позолоты декора зрительного зала принимало участие более 150 позолотчиков-полиментщиков, которых собирали со всей страны. Для золочения декора зрительного зала потребовалось почти 5кГ сусального золота и ушло 2,8 тысячи книжек сусального золота 960-й пробы. Технология золочения на полимент чрезвычайно сложная, требующая огромного терпения, навыка и опыта, настоящих мастеров по стране также мало как летчиков стратегической авиации. Достаточно вспомнить, что стандартная толщина листа сусального золота равна от 0,1 до 0,25 микрона или в миллиметрах (1мм = 1000микрон) от 0,0001 до 0,00025мм и малейшее дуновение ветерка уносит лист сусального золота как пушинку.
Золотой декор зрительного зала. Лепные украшения лож и ярусов театра из папье-маше или как еще их называли – арабески, были созданы в 1856 году, когда здание было восстановлено после пожара. Папье-маше, подобно дереву, имеет целлюлозную основу и обеспечивает хорошее звукоотражение, поэтому его использование наряду с резонансной елью и созданием формы зрительного зала в виде скрипки составляло одну из тайн акустики Большого театра. Реставрация архитектурного декора из папье-маше в зрительном зале было очень сложной процедурой, она включала расчистку и восстановление недостающих и утраченных частей декора по технологиям 19 веков. Еще более сложной процедурой было полиментное золочение, которое является одним из самых дорогих и сложных технологий золочения. Однако декоративный эффект получаемого золочения превосходит все остальные, поскольку золото полируется, и достигается максимальный его блеск. В реставрации позолоты декора зрительного зала принимало участие более 150 позолотчиков-полиментщиков, которых собирали со всей страны. Для золочения декора зрительного зала потребовалось почти 5кГ сусального золота и ушло 2,8 тысячи книжек сусального золота 960-й пробы. Технология золочения на полимент чрезвычайно сложная, требующая огромного терпения, навыка и опыта, настоящих мастеров по стране также мало как летчиков стратегической авиации. Достаточно вспомнить, что стандартная толщина листа сусального золота равна от 0,1 до 0,25 микрона или в миллиметрах (1мм = 1000микрон) от 0,0001 до 0,00025мм и малейшее дуновение ветерка уносит лист сусального золота как пушинку.
Главное зрительское фойе, до последнего ремонта называлось Белым фойе.
Главное зрительское фойе, до последнего ремонта называлось Белым фойе.
Интерьеры главного зрительского фойе. Своды зала расписаны красками с разными оттенками розового цвета в технике «гризайль», отчего кажутся покрытыми лепниной. Главное зрительское фойе после последней реконструкции приобрело тот вид, который имело при Альберте Кавосе.
Интерьеры главного зрительского фойе. Своды зала расписаны красками с разными оттенками розового цвета в технике «гризайль», отчего кажутся покрытыми лепниной. Главное зрительское фойе после последней реконструкции приобрело тот вид, который имело при Альберте Кавосе.
Интерьеры главного зрительского фойе.
Интерьеры главного зрительского фойе.
Большой театр в разрезе. Здесь наглядно видно, что было сделано при последней реконструкции.
Большой театр в разрезе. Здесь наглядно видно, что было сделано при последней реконструкции.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому