Андрей и Валерия (chvm2006)
277 1 147
8 168
82 542  

Бронирование отелей
в Москве

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
chvm2006 » Фотоальбомы » Последний вокзал Российской империи
(6794) 65

Последний вокзал Российской империи

 

Этот материал посвящен Киевскому вокзалу Москвы. У большинства жителей нашей страны вокзалы ассоциируются с не очень приятными хлопотами и с не совсем комфортной обстановкой. В Европе отношение к вокзалам несколько иное, там они, как правило, являются комфортной и удобной зоной.

Были удивлены, когда увидели в интернете приглашение на экскурсию на Киевский вокзал. Сказать, что эта экскурсия перевернула наше представление о Киевском вокзале — это не сказать ничего. Киевский вокзал предстал перед нами уникальным сплавом русской истории, архитектуры, оформительского искусства и инженерной мысли.

Архитектором Киевского вокзала был Рерберг Иван Иванович. Ему помогал В. А. Олтаржевский, впоследствии архитектор гостиницы Украина и автор проекта Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Рерберги родом из Дании. Историки считают, что первое поколение Рербергов приехало в Россию по приглашению Петра I. Рерберги были кораблестроителями и первое их место жительства было в Ревеле. Второе поколение перебралось в Санкт-Петербург. Отец архитектора Киевского вокзала, также Иван, строил первый Бородинский мост, а сын проектировал стоящий рядом Киевский вокзал, такая получилась связь времен.

И. И. Рерберг построил второе здание вокзала, а первое — неказистое, одноэтажное и деревянное было построено частной компанией «Общество Киевско-Воронежской железной дороги» в 1899 году. Чуть позже в название компании добавилась Московская и она сокращенно стала называться МКВ. В то время вокзал назывался Брянским. Место для вокзала с коммерческой точки зрения было выбрано очень удачно, вокзал построили рядом с Москвой-рекой и Дорогомиловской таможенной заставой. Деревянный вокзал стоял на месте сегодняшней гостиницы Славянская.

В 1912 году в столетнюю годовщину победы русских войск над Наполеонам, в Москву на торжества приезжает русский император Николай II. Императору крайне не понравился вид здания Киевского вокзала, стоящего на стратегическом направлении на Бородино. Нет точных исторических свидетельств как император выразил свое недовольство: потребовал, попросил или дал указание владельцам МКВ исправить ситуацию с вокзалом. Но историческим является факт, что именно в 1912 году владельцы МКВ воспылали желанием построить новый самый лучший в России железнодорожный вокзал, достойный победы над Наполеоном. Для строительства нового здания были призваны лучшие архитекторы, скульпторы, оформители того времени и вокзал получился действительно памятником — тема победы в Отечественной войне 1812 года постоянно встречается в оформлении: в архитектурной концепции здания, в росписях, скульптурах и деталях оформления. Вокзал было построен в торжественном стиле неоклассицизма с элементами ампира. Новый вокзал расположился на площади 36 000 кв. метров (старый имел всего 400 кв. метров). На строительство было потрачено 3,5 млн. золотом, что составляет в пересчете на сегодняшние деньги примерно 100 млн. долларов. Тем не менее компания МКВ не обеднела, она была одной из богатейших компаний Российской империи.

Строительство нового здания началось в 1914 году, в год начала первой мировой войны. Регулярное движение поездов началось уже при советской власти в 1918 году. Поэтому Киевский вокзал считается последним вокзалом Российской империи.

Над железнодорожными перронами нового вокзала был создан уникальный дебаркадер, не имеющий в то время мировых аналогов. Его автором является талантливый русский инженер В. Г. Шухов. Дебаркадер является грандиозной (длина 320 м., ширина пролёта 48 м., высота 28 м., вес более 1250 тонн), но в то же время изящной конструкцией из стекла и металла. Он дает непередаваемое ощущение пространства и много света.

В 1934 году Брянский вокзал переименовывают в Киевский.

Киевский вокзал как и страна пережил много событий и в конце перестройки был в плачевном состоянии. Необходим был серьезный ремонт и замечательно, что было принято решение провести историческую реставрацию здания вокзала. Работы по восстановлению исторических интерьеров были закончены в конце прошлого года и сегодня вокзал выглядит ровно так, как он выглядел 100 лет назад.

Отдельно о такой особенности экскурсии, как возможность подняться на Часовую башню Киевского вокзала и увидеть находящиеся там механические швейцарские часы, которым уже более 100 лет. При прежнем руководстве РЖД такое посещение закрытых помещений вокзала простому туристу было недоступно. Но все-таки что-то меняется. Новое, более молодое руководство РЖД концепцию поменяло и считает, что 1) вокзалы должны стать комфортной зоной для жителей мегаполиса, ровно так же как в Европе, и поэтому в них стали вкладывать деньги и 2) уникальные образцы архитектуры вокзалов и русской инженерной мысли должны быть доступны всем интересующимся родной историей и поэтому стало возможным организовывать подобные экскурсии. Прийти и посмотреть интерьеры Киевского вокзала можно и без экскурсии, для этого даже не надо покупать билет на аэроэкспресс. Но подняться в Часовую башню можно только в составе организованной экскурсии, т.к. открывается масса закрытых для обычных пассажиров дверей и специально вызывается смотритель часов Часовой башни Киевского вокзала. Именно он открывает заветную коморку на самом верху Часовой башни, в которой установлены уникальные механические часы и отвечает на вопросы туристов. Всего в Москве находятся только трое подобных механических часов: на Спасской башне Кремля, на Центральном телеграфе и в Часовой башне Киевского вокзала.

Ниже несколько фотографий, сделанных в ходе посещения Киевского вокзала.

Вокзалу вернули первоначальный вид, включая цветовую гамму.
Киевский вокзал в Москве, вид с площади Европы.
Колонны с капителями являются признаком стиля неоклассицизм.
Правый портал вокзала с Часовой башней. До революции здесь предполагалось устроить вход для пассажиров 1 и 2 класса. Вход в вокзал выполнен в виде арки, как символа победы.
Часовая башня с орлами в честь победы над Наполеоном.
Левый портал вокзала. До революции здесь предполагалось устроить вход для пассажиров 3 и 4 класса. Симметричный второй вход в вокзал также выполнен в виде арки, как символа победы.
Мозаичное панно, посвященное Георгию Победоносцу - покровителю Москвы. Автор панно - заведующий кафедрой Строгоновского училища Борис Ланге.
Мозаичное панно, посвященное Михаилу Архангелу - покровителю Киева. Автор панно - заведующий кафедрой Строгоновского училища Борис Ланге.
Фигура шахтера на левом портале Киевского вокзала. Автор скульптуры С.С. Алешин. В соответствии с первоначальным замыслом предполагалась установка атлантов. Но в связи с революцией пришлось менять стилистику скульптур.
Фигура кузнеца на левом портале Киевского вокзала. Автор скульптуры С.С. Алешин.
Фигура труженика села на правом портале Киевского вокзала. Автор скульптуры С.С. Алешин.
Гид проекта Москва глазами инженера на фоне памятной таблички, посвященной архитектору Киевского вокзала И.И.Рербергу. Небольшая туркомпания в лице нескольких молодых ребят сумела договориться с руководством РЖД и организовать совместный с РЖД проект по организации экскурсий на московские вокзалы.
Помещение бывшего ресторана для пассажиров 1 и 2 класса. Оформлением зала занимался брат главного архитектора Киевского вокзала Ивана Ивановича Рерберга - Федор Иванович Рерберг. Что примечательно, всех мужчин в роду Рербергов звали либо Иванами либо Федорами.
Панно 60-х годов изображает аллегорическую дружбу народов России и Украины. Слева в белой вышиванке сестра Украина, справа в красном платье сестра Россия. Сегодня сестринские объятия выглядят почти издевкой.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Бывший зал ожидания для пассажиров 1 и 2 класса. Все строго и просто, выполнено в пастельных тонах.
Знаменитый дебаркадер инженера Шухова.
Перроны под дебаркадером используются в основном для аэроэкспрессов.
Непередаваемое ощущение пространства и света.
Памятная табличка, посвященная выдающемуся русскому инженеру Шухову.
Шарнирное основание оригинальной арки, изготовленной 100 лет назад. Таких арок осталось всего 4-е. Остальные 27 арок в 2003-2004 году были заменены на арки упрощенной конструкции - сварные. Замена обошлась в несколько сотен млн. рублей. Злопыхатели пишут в интернете, что замены вовсе не требовалось, надо было просто распилить бюджет. Надо отметить, что новые арки спустя всего 13 лет выглядят хуже, чем оригинальные Шуховские. Единственное, что сделали полезного, заменили стекло на поликарбонат.
Неаккуратный новодел. По отзывам специалистов, понимающих толк в сварном деле, сварка выполнена плохо.
Что видит пассажир, когда приезжает из Внуково.
На месте часов была скульптура Ленина. Борьба с памятниками продолжается. Часы полностью новодельные, якобы сделанные по проекту Шухова. Но ни первоначальных часов, ни чертежей не сохранилось, там был свой этап борьбы с памятниками.