Андрей и Валерия (chvm2006)
277 1 167
8 170
86 438  

Бронирование отелей
в Москве

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
chvm2006 » Фотоальбомы » Последний вокзал Российской империи
(6819) 65

Последний вокзал Российской империи

 

Этот материал посвящен Киевскому вокзалу Москвы. У большинства жителей нашей страны вокзалы ассоциируются с не очень приятными хлопотами и с не совсем комфортной обстановкой. В Европе отношение к вокзалам несколько иное, там они, как правило, являются комфортной и удобной зоной.

Были удивлены, когда увидели в интернете приглашение на экскурсию на Киевский вокзал. Сказать, что эта экскурсия перевернула наше представление о Киевском вокзале — это не сказать ничего. Киевский вокзал предстал перед нами уникальным сплавом русской истории, архитектуры, оформительского искусства и инженерной мысли.

Архитектором Киевского вокзала был Рерберг Иван Иванович. Ему помогал В. А. Олтаржевский, впоследствии архитектор гостиницы Украина и автор проекта Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Рерберги родом из Дании. Историки считают, что первое поколение Рербергов приехало в Россию по приглашению Петра I. Рерберги были кораблестроителями и первое их место жительства было в Ревеле. Второе поколение перебралось в Санкт-Петербург. Отец архитектора Киевского вокзала, также Иван, строил первый Бородинский мост, а сын проектировал стоящий рядом Киевский вокзал, такая получилась связь времен.

И. И. Рерберг построил второе здание вокзала, а первое — неказистое, одноэтажное и деревянное было построено частной компанией «Общество Киевско-Воронежской железной дороги» в 1899 году. Чуть позже в название компании добавилась Московская и она сокращенно стала называться МКВ. В то время вокзал назывался Брянским. Место для вокзала с коммерческой точки зрения было выбрано очень удачно, вокзал построили рядом с Москвой-рекой и Дорогомиловской таможенной заставой. Деревянный вокзал стоял на месте сегодняшней гостиницы Славянская.

В 1912 году в столетнюю годовщину победы русских войск над Наполеонам, в Москву на торжества приезжает русский император Николай II. Императору крайне не понравился вид здания Киевского вокзала, стоящего на стратегическом направлении на Бородино. Нет точных исторических свидетельств как император выразил свое недовольство: потребовал, попросил или дал указание владельцам МКВ исправить ситуацию с вокзалом. Но историческим является факт, что именно в 1912 году владельцы МКВ воспылали желанием построить новый самый лучший в России железнодорожный вокзал, достойный победы над Наполеоном. Для строительства нового здания были призваны лучшие архитекторы, скульпторы, оформители того времени и вокзал получился действительно памятником — тема победы в Отечественной войне 1812 года постоянно встречается в оформлении: в архитектурной концепции здания, в росписях, скульптурах и деталях оформления. Вокзал было построен в торжественном стиле неоклассицизма с элементами ампира. Новый вокзал расположился на площади 36 000 кв. метров (старый имел всего 400 кв. метров). На строительство было потрачено 3,5 млн. золотом, что составляет в пересчете на сегодняшние деньги примерно 100 млн. долларов. Тем не менее компания МКВ не обеднела, она была одной из богатейших компаний Российской империи.

Строительство нового здания началось в 1914 году, в год начала первой мировой войны. Регулярное движение поездов началось уже при советской власти в 1918 году. Поэтому Киевский вокзал считается последним вокзалом Российской империи.

Над железнодорожными перронами нового вокзала был создан уникальный дебаркадер, не имеющий в то время мировых аналогов. Его автором является талантливый русский инженер В. Г. Шухов. Дебаркадер является грандиозной (длина 320 м., ширина пролёта 48 м., высота 28 м., вес более 1250 тонн), но в то же время изящной конструкцией из стекла и металла. Он дает непередаваемое ощущение пространства и много света.

В 1934 году Брянский вокзал переименовывают в Киевский.

Киевский вокзал как и страна пережил много событий и в конце перестройки был в плачевном состоянии. Необходим был серьезный ремонт и замечательно, что было принято решение провести историческую реставрацию здания вокзала. Работы по восстановлению исторических интерьеров были закончены в конце прошлого года и сегодня вокзал выглядит ровно так, как он выглядел 100 лет назад.

Отдельно о такой особенности экскурсии, как возможность подняться на Часовую башню Киевского вокзала и увидеть находящиеся там механические швейцарские часы, которым уже более 100 лет. При прежнем руководстве РЖД такое посещение закрытых помещений вокзала простому туристу было недоступно. Но все-таки что-то меняется. Новое, более молодое руководство РЖД концепцию поменяло и считает, что 1) вокзалы должны стать комфортной зоной для жителей мегаполиса, ровно так же как в Европе, и поэтому в них стали вкладывать деньги и 2) уникальные образцы архитектуры вокзалов и русской инженерной мысли должны быть доступны всем интересующимся родной историей и поэтому стало возможным организовывать подобные экскурсии. Прийти и посмотреть интерьеры Киевского вокзала можно и без экскурсии, для этого даже не надо покупать билет на аэроэкспресс. Но подняться в Часовую башню можно только в составе организованной экскурсии, т.к. открывается масса закрытых для обычных пассажиров дверей и специально вызывается смотритель часов Часовой башни Киевского вокзала. Именно он открывает заветную коморку на самом верху Часовой башни, в которой установлены уникальные механические часы и отвечает на вопросы туристов. Всего в Москве находятся только трое подобных механических часов: на Спасской башне Кремля, на Центральном телеграфе и в Часовой башне Киевского вокзала.

Ниже несколько фотографий, сделанных в ходе посещения Киевского вокзала.

Вокзалу вернули первоначальный вид, включая цветовую гамму.
Киевский вокзал в Москве, вид с площади Европы.
Колонны с капителями являются признаком стиля неоклассицизм.
Правый портал вокзала с Часовой башней. До революции здесь предполагалось устроить вход для пассажиров 1 и 2 класса. Вход в вокзал выполнен в виде арки, как символа победы.
Часовая башня с орлами в честь победы над Наполеоном.
Левый портал вокзала. До революции здесь предполагалось устроить вход для пассажиров 3 и 4 класса. Симметричный второй вход в вокзал также выполнен в виде арки, как символа победы.
Мозаичное панно, посвященное Георгию Победоносцу - покровителю Москвы. Автор панно - заведующий кафедрой Строгоновского училища Борис Ланге.
Мозаичное панно, посвященное Михаилу Архангелу - покровителю Киева. Автор панно - заведующий кафедрой Строгоновского училища Борис Ланге.
Фигура шахтера на левом портале Киевского вокзала. Автор скульптуры С.С. Алешин. В соответствии с первоначальным замыслом предполагалась установка атлантов. Но в связи с революцией пришлось менять стилистику скульптур.
Фигура кузнеца на левом портале Киевского вокзала. Автор скульптуры С.С. Алешин.
Фигура труженика села на правом портале Киевского вокзала. Автор скульптуры С.С. Алешин.
Гид проекта Москва глазами инженера на фоне памятной таблички, посвященной архитектору Киевского вокзала И.И.Рербергу. Небольшая туркомпания в лице нескольких молодых ребят сумела договориться с руководством РЖД и организовать совместный с РЖД проект по организации экскурсий на московские вокзалы.
Помещение бывшего ресторана для пассажиров 1 и 2 класса. Оформлением зала занимался брат главного архитектора Киевского вокзала Ивана Ивановича Рерберга - Федор Иванович Рерберг. Что примечательно, всех мужчин в роду Рербергов звали либо Иванами либо Федорами.
Панно 60-х годов изображает аллегорическую дружбу народов России и Украины. Слева в белой вышиванке сестра Украина, справа в красном платье сестра Россия. Сегодня сестринские объятия выглядят почти издевкой.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Бывший зал ожидания для пассажиров 1 и 2 класса. Все строго и просто, выполнено в пастельных тонах.
Знаменитый дебаркадер инженера Шухова.
Перроны под дебаркадером используются в основном для аэроэкспрессов.
Непередаваемое ощущение пространства и света.
Памятная табличка, посвященная выдающемуся русскому инженеру Шухову.
Шарнирное основание оригинальной арки, изготовленной 100 лет назад. Таких арок осталось всего 4-е. Остальные 27 арок в 2003-2004 году были заменены на арки упрощенной конструкции - сварные. Замена обошлась в несколько сотен млн. рублей. Злопыхатели пишут в интернете, что замены вовсе не требовалось, надо было просто распилить бюджет. Надо отметить, что новые арки спустя всего 13 лет выглядят хуже, чем оригинальные Шуховские. Единственное, что сделали полезного, заменили стекло на поликарбонат.
Неаккуратный новодел. По отзывам специалистов, понимающих толк в сварном деле, сварка выполнена плохо.
Что видит пассажир, когда приезжает из Внуково.
На месте часов была скульптура Ленина. Борьба с памятниками продолжается. Часы полностью новодельные, якобы сделанные по проекту Шухова. Но ни первоначальных часов, ни чертежей не сохранилось, там был свой этап борьбы с памятниками.
 

Комментарии к альбому

Arkhip251166
+2
28 мая 3:23
Да похорошел, но скоро наверное снова надо переименовать в Брянский, когда в Киев перестанут ходить поезда
chvm2006
+2
28 мая 23:24
Да, наверное надо было бы переименовать, но лучше все оставить навсегда как есть. А вдруг спадет пелена с глаз и помиримся с Украиной. Бывает ведь, что родственники страшно ругаются.
elvika177
+1
elvika177
28 мая 11:03
Хорошо, что Вы сфотографировали без сити. Добавлю фотографию суровой правды жизни, вот так испортили старинный район Москвы.
chvm2006
+1
28 мая 23:24
У нас что-то не получилось такого ракурса.
elvika177
+1
elvika177
29 мая 2:06
Это мы по Москве-реке на речном трамвайчике катались.
acvazul-v2010
+1
28 мая 11:39
Был там в августе. Понравилось. Ещё интересная история у площади Европы. И мост Богдана Хмельницкого понравился, там вечером гуляли много украинцев в ожидании поезда
chvm2006
28 мая 23:26
Место в принципе интересное. Река, фонтан, мост. Нам тоже нравится.
lastochkin
+1
28 мая 12:03
Скажите, а там ведь был зал с росписями в стиле соц реализм? Или это мне в детстве как-то показалось? Недавно туда возвращался и ничего не обнаружил.
А материал очень интересный, на многие детали просто не обращал внимание.
chvm2006
+1
28 мая 23:27
Что-то про росписи в стиле соцреализма нам ничего не говорили. А сами, честно говоря, были на Киевском вокзале первый раз в жизни.
Elpon
+1
28 мая 12:04
Здорово, что удалось подняться на башню! Люблю всякие смотровые площадки.
chvm2006
+1
28 мая 23:33
Между прочим, это непростое дело - подняться на Часовую башню. Там 17 этажей. Порядка 14 - это обычная бетонная лестница, два или три этажа обычная, но железная лестница и с более узкими ступенями, а последние 3 или 4 метра просто вертикальная из железных прутьев как пожарная. Но подъем того стоит. На смотровой площадке пластиковые окна во все стороны, их можно открыть и сделать нормальные фото, не через стекло.
Elpon
+1
29 мая 9:15
chvm2006 писал 28 мая 23:33
Там 17 этажей.
А так и не подумаешь
chvm2006 писал 28 мая 23:33
Но подъем того стоит.
Несомненно
Nina_nina
+1
28 мая 13:09
Хорошо, что стали проводить экскурсии с подъемом на башню! Надо будет сходить...
Спасибо за альбом! Фото отличные!
chvm2006
28 мая 23:35
В последнее время экскурсии проводятся каждую субботу два раза в день в 12.00 и 14.00.
Nina_nina
28 мая 23:47
chvm2006 писал 28 мая 23:35
экскурсии проводятся каждую субботу и воскресенье
Отлично! Спасибо за информацию.
Запись с ответом была удалена.
Anna_08
+1
28 мая 18:39
С удовольствием бы сходила на такую экскурсию! Красивый вокзал, спасбо за детали!
chvm2006
+1
28 мая 23:36
Нам неожиданно очень понравилась эта экскурсия.
AMour
+1
28 мая 19:40
Спасибо за интересный рассказ о популярном московском вокзале
chvm2006
+1
28 мая 23:37
Кто бы мог подумать, что может получиться такая интересная экскурсия.
Sergey_Kuznetsov
+1
28 мая 22:52
Давно с этого вокзала никуда не ездил! А в майские - воспользовался аэроэкспрессом во Внуково. Удобно!
chvm2006
+1
28 мая 23:39
Парадокс, но мы сами ранее не были на Киевском вокзале и не ездили через него во Внуково. А теперь надо подумать.
sovikont
+1
29 мая 0:08
Прекрасно!Замечательно экскурсия!!!
Nomad
+1
29 мая 0:33
Надо же, как интересно! Сколько раз там был, но ни на интерьеры, ни на что другое особо внимания не обращал... Лишь бы на Аэроэкспресс не опоздать..)))
И виды с башни - эксклюзивные...
denis111
+1
29 мая 16:51
Как Вам удалось так интересно показать столь обычное (не туристическое) для города место. Хотя уже более десяти лет живу в Москве, внутри Киевского вокзала ни разу не был) Так что, спасибо за экскурсию
Svet-lanka
+1
3 июня 22:45
Да, очень красивый вокзал! Спасибо за экскурсию
sonnenschein
+1
6 июня 18:56
Спасибо, заставили взглянуть на знакомый вокзал с другого ракурса Хорошая экскурсия!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.