Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57
Фотоальбом

Последний вокзал Российской империи

Этот материал посвящен Киевскому вокзалу Москвы. У большинства жителей нашей страны вокзалы ассоциируются с не очень приятными хлопотами и с не совсем комфортной обстановкой. В Европе отношение к вокзалам несколько иное, там они, как правило, являются комфортной и удобной зоной.

Были удивлены, когда увидели в интернете приглашение на экскурсию на Киевский вокзал. Сказать, что эта экскурсия перевернула наше представление о Киевском вокзале — это не сказать ничего. Киевский вокзал предстал перед нами уникальным сплавом русской истории, архитектуры, оформительского искусства и инженерной мысли.

Архитектором Киевского вокзала был Рерберг Иван Иванович. Ему помогал В. А. Олтаржевский, впоследствии архитектор гостиницы Украина и автор проекта Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Рерберги родом из Дании. Историки считают, что первое поколение Рербергов приехало в Россию по приглашению Петра I. Рерберги были кораблестроителями и первое их место жительства было в Ревеле. Второе поколение перебралось в Санкт-Петербург. Отец архитектора Киевского вокзала, также Иван, строил первый Бородинский мост, а сын проектировал стоящий рядом Киевский вокзал, такая получилась связь времен.

И. И. Рерберг построил второе здание вокзала, а первое — неказистое, одноэтажное и деревянное было построено частной компанией «Общество Киевско-Воронежской железной дороги» в 1899 году. Чуть позже в название компании добавилась Московская и она сокращенно стала называться МКВ. В то время вокзал назывался Брянским. Место для вокзала с коммерческой точки зрения было выбрано очень удачно, вокзал построили рядом с Москвой-рекой и Дорогомиловской таможенной заставой. Деревянный вокзал стоял на месте сегодняшней гостиницы Славянская.

В 1912 году в столетнюю годовщину победы русских войск над Наполеонам, в Москву на торжества приезжает русский император Николай II. Императору крайне не понравился вид здания Киевского вокзала, стоящего на стратегическом направлении на Бородино. Нет точных исторических свидетельств как император выразил свое недовольство: потребовал, попросил или дал указание владельцам МКВ исправить ситуацию с вокзалом. Но историческим является факт, что именно в 1912 году владельцы МКВ воспылали желанием построить новый самый лучший в России железнодорожный вокзал, достойный победы над Наполеоном. Для строительства нового здания были призваны лучшие архитекторы, скульпторы, оформители того времени и вокзал получился действительно памятником — тема победы в Отечественной войне 1812 года постоянно встречается в оформлении: в архитектурной концепции здания, в росписях, скульптурах и деталях оформления. Вокзал было построен в торжественном стиле неоклассицизма с элементами ампира. Новый вокзал расположился на площади 36 000 кв. метров (старый имел всего 400 кв. метров). На строительство было потрачено 3,5 млн. золотом, что составляет в пересчете на сегодняшние деньги примерно 100 млн. долларов. Тем не менее компания МКВ не обеднела, она была одной из богатейших компаний Российской империи.

Строительство нового здания началось в 1914 году, в год начала первой мировой войны. Регулярное движение поездов началось уже при советской власти в 1918 году. Поэтому Киевский вокзал считается последним вокзалом Российской империи.

Над железнодорожными перронами нового вокзала был создан уникальный дебаркадер, не имеющий в то время мировых аналогов. Его автором является талантливый русский инженер В. Г. Шухов. Дебаркадер является грандиозной (длина 320 м., ширина пролёта 48 м., высота 28 м., вес более 1250 тонн), но в то же время изящной конструкцией из стекла и металла. Он дает непередаваемое ощущение пространства и много света.

В 1934 году Брянский вокзал переименовывают в Киевский.

Киевский вокзал как и страна пережил много событий и в конце перестройки был в плачевном состоянии. Необходим был серьезный ремонт и замечательно, что было принято решение провести историческую реставрацию здания вокзала. Работы по восстановлению исторических интерьеров были закончены в конце прошлого года и сегодня вокзал выглядит ровно так, как он выглядел 100 лет назад.

Отдельно о такой особенности экскурсии, как возможность подняться на Часовую башню Киевского вокзала и увидеть находящиеся там механические швейцарские часы, которым уже более 100 лет. При прежнем руководстве РЖД такое посещение закрытых помещений вокзала простому туристу было недоступно. Но все-таки что-то меняется. Новое, более молодое руководство РЖД концепцию поменяло и считает, что 1) вокзалы должны стать комфортной зоной для жителей мегаполиса, ровно так же как в Европе, и поэтому в них стали вкладывать деньги и 2) уникальные образцы архитектуры вокзалов и русской инженерной мысли должны быть доступны всем интересующимся родной историей и поэтому стало возможным организовывать подобные экскурсии. Прийти и посмотреть интерьеры Киевского вокзала можно и без экскурсии, для этого даже не надо покупать билет на аэроэкспресс. Но подняться в Часовую башню можно только в составе организованной экскурсии, т.к. открывается масса закрытых для обычных пассажиров дверей и специально вызывается смотритель часов Часовой башни Киевского вокзала. Именно он открывает заветную коморку на самом верху Часовой башни, в которой установлены уникальные механические часы и отвечает на вопросы туристов. Всего в Москве находятся только трое подобных механических часов: на Спасской башне Кремля, на Центральном телеграфе и в Часовой башне Киевского вокзала.

Ниже несколько фотографий, сделанных в ходе посещения Киевского вокзала.

Вокзалу вернули первоначальный вид, включая цветовую гамму.
Вокзалу вернули первоначальный вид, включая цветовую гамму.
Киевский вокзал в Москве, вид с площади Европы.
Киевский вокзал в Москве, вид с площади Европы.
Колонны с капителями являются признаком стиля неоклассицизм.
Колонны с капителями являются признаком стиля неоклассицизм.
Правый портал вокзала с Часовой башней. До революции здесь предполагалось устроить вход для пассажиров 1 и 2 класса. Вход в вокзал выполнен в виде арки, как символа победы.
Правый портал вокзала с Часовой башней. До революции здесь предполагалось устроить вход для пассажиров 1 и 2 класса. Вход в вокзал выполнен в виде арки, как символа победы.
Часовая башня с орлами в честь победы над Наполеоном.
Часовая башня с орлами в честь победы над Наполеоном.
Левый портал вокзала. До революции здесь предполагалось устроить вход для пассажиров 3 и 4 класса. Симметричный второй вход в вокзал также выполнен в виде арки, как символа победы.
Левый портал вокзала. До революции здесь предполагалось устроить вход для пассажиров 3 и 4 класса. Симметричный второй вход в вокзал также выполнен в виде арки, как символа победы.
Мозаичное панно, посвященное Георгию Победоносцу - покровителю Москвы. Автор панно - заведующий кафедрой Строгоновского училища Борис Ланге.
Мозаичное панно, посвященное Георгию Победоносцу - покровителю Москвы. Автор панно - заведующий кафедрой Строгоновского училища Борис Ланге.
Мозаичное панно, посвященное Михаилу Архангелу - покровителю Киева. Автор панно - заведующий кафедрой Строгоновского училища Борис Ланге.
Мозаичное панно, посвященное Михаилу Архангелу - покровителю Киева. Автор панно - заведующий кафедрой Строгоновского училища Борис Ланге.
Фигура шахтера на левом портале Киевского вокзала. Автор скульптуры С.С. Алешин.
В соответствии с первоначальным замыслом предполагалась установка атлантов. Но в связи с революцией пришлось менять стилистику скульптур.
Фигура шахтера на левом портале Киевского вокзала. Автор скульптуры С.С. Алешин. В соответствии с первоначальным замыслом предполагалась установка атлантов. Но в связи с революцией пришлось менять стилистику скульптур.
Фигура кузнеца на левом портале Киевского вокзала. Автор скульптуры С.С. Алешин.
Фигура кузнеца на левом портале Киевского вокзала. Автор скульптуры С.С. Алешин.
Фигура труженика села  на правом портале Киевского вокзала. Автор скульптуры С.С. Алешин.
Фигура труженика села на правом портале Киевского вокзала. Автор скульптуры С.С. Алешин.
Гид проекта Москва глазами инженера на фоне памятной таблички, посвященной архитектору Киевского вокзала И.И.Рербергу. Небольшая туркомпания в лице нескольких молодых ребят сумела договориться с руководством РЖД и организовать совместный с РЖД проект по организации экскурсий на московские вокзалы.
Гид проекта Москва глазами инженера на фоне памятной таблички, посвященной архитектору Киевского вокзала И.И.Рербергу. Небольшая туркомпания в лице нескольких молодых ребят сумела договориться с руководством РЖД и организовать совместный с РЖД проект по организации экскурсий на московские вокзалы.
Помещение бывшего ресторана для пассажиров 1 и 2 класса. Оформлением зала занимался брат главного архитектора Киевского вокзала Ивана Ивановича Рерберга - Федор Иванович Рерберг. Что примечательно, всех мужчин в роду Рербергов звали либо Иванами либо Федорами.
Помещение бывшего ресторана для пассажиров 1 и 2 класса. Оформлением зала занимался брат главного архитектора Киевского вокзала Ивана Ивановича Рерберга - Федор Иванович Рерберг. Что примечательно, всех мужчин в роду Рербергов звали либо Иванами либо Федорами.
Панно 60-х годов изображает аллегорическую дружбу народов России и Украины. Слева в белой вышиванке сестра Украина, справа в красном платье сестра Россия. Сегодня сестринские объятия выглядят почти издевкой.
Панно 60-х годов изображает аллегорическую дружбу народов России и Украины. Слева в белой вышиванке сестра Украина, справа в красном платье сестра Россия. Сегодня сестринские объятия выглядят почти издевкой.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Бывший зал ожидания для пассажиров 1 и 2 класса. Все строго и просто, выполнено в пастельных тонах.
Бывший зал ожидания для пассажиров 1 и 2 класса. Все строго и просто, выполнено в пастельных тонах.
Знаменитый дебаркадер инженера Шухова.
Знаменитый дебаркадер инженера Шухова.
Перроны под дебаркадером используются в основном для аэроэкспрессов.
Перроны под дебаркадером используются в основном для аэроэкспрессов.
Непередаваемое ощущение пространства и света.
Непередаваемое ощущение пространства и света.
Памятная табличка, посвященная выдающемуся русскому инженеру Шухову.
Памятная табличка, посвященная выдающемуся русскому инженеру Шухову.
Шарнирное основание оригинальной арки, изготовленной 100 лет назад. Таких арок осталось всего 4-е. Остальные 27 арок в 2003-2004 году были заменены на арки упрощенной конструкции - сварные. Замена обошлась в несколько сотен млн. рублей. Злопыхатели пишут в интернете, что замены вовсе не требовалось, надо было просто распилить бюджет. Надо отметить, что новые арки спустя всего 13 лет выглядят хуже, чем оригинальные Шуховские. Единственное, что сделали полезного, заменили стекло на поликарбонат.
Шарнирное основание оригинальной арки, изготовленной 100 лет назад. Таких арок осталось всего 4-е. Остальные 27 арок в 2003-2004 году были заменены на арки упрощенной конструкции - сварные. Замена обошлась в несколько сотен млн. рублей. Злопыхатели пишут в интернете, что замены вовсе не требовалось, надо было просто распилить бюджет. Надо отметить, что новые арки спустя всего 13 лет выглядят хуже, чем оригинальные Шуховские. Единственное, что сделали полезного, заменили стекло на поликарбонат.
Неаккуратный новодел. По отзывам специалистов, понимающих толк в сварном деле, сварка выполнена плохо.
Неаккуратный новодел. По отзывам специалистов, понимающих толк в сварном деле, сварка выполнена плохо.
Что видит пассажир, когда приезжает из Внуково.
Что видит пассажир, когда приезжает из Внуково.
На месте часов была скульптура Ленина. Борьба с памятниками продолжается. Часы полностью новодельные, якобы сделанные по проекту Шухова. Но ни первоначальных часов, ни чертежей не сохранилось, там был свой этап борьбы с памятниками.
На месте часов была скульптура Ленина. Борьба с памятниками продолжается. Часы полностью новодельные, якобы сделанные по проекту Шухова. Но ни первоначальных часов, ни чертежей не сохранилось, там был свой этап борьбы с памятниками.
Один из домовых на перроне Киевского вокзала, охраняющий пассажиров и освещающий им путь. Автор скульптуры С.С.Алешин.
Один из домовых на перроне Киевского вокзала, охраняющий пассажиров и освещающий им путь. Автор скульптуры С.С.Алешин.
Второй домовой на перроне Киевского вокзала, охраняющий пассажиров и освещающий им путь. Автор скульптуры С.С.Алешин.
Второй домовой на перроне Киевского вокзала, охраняющий пассажиров и освещающий им путь. Автор скульптуры С.С.Алешин.
У Киевского вокзала есть побратим - вокзал в Мадриде. Правда, вокзал в Мадриде уже поменял назначение и превратился в торговый центр.
У Киевского вокзала есть побратим - вокзал в Мадриде. Правда, вокзал в Мадриде уже поменял назначение и превратился в торговый центр.
Бывший зал ожидания пассажиров 3 и 4 класса.
Бывший зал ожидания пассажиров 3 и 4 класса.
Часы в зале ожидания.
Часы в зале ожидания.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Часы в соседнем зале ожидания. Стены в другой цветовой гамме, но также соответствующей первоначально задуманной авторами проекта вокзала.
Часы в соседнем зале ожидания. Стены в другой цветовой гамме, но также соответствующей первоначально задуманной авторами проекта вокзала.
Элементы оформления, посвященные победе 1812 года.
Элементы оформления, посвященные победе 1812 года.
Роспись потолков бывшего зала ожидания пассажиров 3 и 4 класса, выполненная театральным художником И.И.Нивинским.
Роспись потолков бывшего зала ожидания пассажиров 3 и 4 класса, выполненная театральным художником И.И.Нивинским.
Этой метлахской плитке в залах ожидания Киевского вокзала более 100 лет. Плитка той же немецкой компании Villeroy&Boch заказывалась и для Большого театра. Метлахская плитка или по-немецки Mettlacher Platten прочнее мрамора и гранита и утверждается, что она простоит в залах ожидания Киевского вокзала еще не менее 100 лет.
Этой метлахской плитке в залах ожидания Киевского вокзала более 100 лет. Плитка той же немецкой компании Villeroy&Boch заказывалась и для Большого театра. Метлахская плитка или по-немецки Mettlacher Platten прочнее мрамора и гранита и утверждается, что она простоит в залах ожидания Киевского вокзала еще не менее 100 лет.
Бывшее багажное отделение. Сегодня это помещение соединяет два входа на Киевский вокзал.
Справа отреставрированный балкон, на который не пускают пассажиров. Восхождение на часовую башню начинается с этого балкона. С балкона можно сделать прекрасные фотографии интерьеров Киевского вокзала.
Бывшее багажное отделение. Сегодня это помещение соединяет два входа на Киевский вокзал. Справа отреставрированный балкон, на который не пускают пассажиров. Восхождение на часовую башню начинается с этого балкона. С балкона можно сделать прекрасные фотографии интерьеров Киевского вокзала.
Арок в архитектурном оформлении вокзала много.
Арок в архитектурном оформлении вокзала много.
Оформление потолка бывшего багажного отделения.
Оформление потолка бывшего багажного отделения.
Оформление потолка и стены, выходящей на перроны, бывшего багажного отделения - вид с балкона.
Оформление потолка и стены, выходящей на перроны, бывшего багажного отделения - вид с балкона.
Панно на потолке одного из помещений вокзала посвящено компании МКВ.
Панно на потолке одного из помещений вокзала посвящено компании МКВ.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Красота в деталях.
Оформление ограды балкона.
Оформление ограды балкона.
Вид с балкона на арку зала бывшего багажного отделения и панно, выполненные В.К.Олтаржевским в послевоенные годы.
Вид с балкона на арку зала бывшего багажного отделения и панно, выполненные В.К.Олтаржевским в послевоенные годы.
Вид с балкона на арку и балерьефы, расположенные с противоположной стороны зала бывшего багажного отделения.
Вид с балкона на арку и балерьефы, расположенные с противоположной стороны зала бывшего багажного отделения.
Оригинальный фрагмент декора одной из арок балкона.
Оригинальный фрагмент декора одной из арок балкона.
Вид с балкона на зал, где сегодня расположен основной вход в Киевский вокзал.
Вид с балкона на зал, где сегодня расположен основной вход в Киевский вокзал.
Лестница в часовой башне. Сначала это нормальная лестница, потом железная и наконец последние 3 метра вертикальная железная как пожарная лестница. Подняться на смотровую площадку непросто. В целом это 17 полных этажей или 51 метр.
Лестница в часовой башне. Сначала это нормальная лестница, потом железная и наконец последние 3 метра вертикальная железная как пожарная лестница. Подняться на смотровую площадку непросто. В целом это 17 полных этажей или 51 метр.
Высота часовой башни 51 метр или 17 полноразмерных 3-х метровых этажей.
Высота часовой башни 51 метр или 17 полноразмерных 3-х метровых этажей.
Орлы на башне - символ победы.
Орлы на башне - символ победы.
Уникальные швейцарские механические часы - возраст 100 лет. Приводятся в движение с помощью груза весом 300 кг. Заводятся 2-3 раза в неделю. За исправную работу и точный ход часов отвечает смотритель. Когда холодно или очень жарко приходится корректировать ход часов почти каждый день.
Уникальные швейцарские механические часы - возраст 100 лет. Приводятся в движение с помощью груза весом 300 кг. Заводятся 2-3 раза в неделю. За исправную работу и точный ход часов отвечает смотритель. Когда холодно или очень жарко приходится корректировать ход часов почти каждый день.
Интересно как часы работают.
Интересно как часы работают.
Шарнирные соединения с циферблатами выходят на 4-е стороны света.
Шарнирные соединения с циферблатами выходят на 4-е стороны света.
Один из циферблатов.
Один из циферблатов.
Еще один циферблат.
Еще один циферблат.
Площадь Европы под крылом российского орла.
Площадь Европы под крылом российского орла.
Площадь Европы.
Площадь Европы.
Площадь Европы.
Площадь Европы.
Мост Богдана Хмельницкого.
Мост Богдана Хмельницкого.
Вид с часовой башни.
Вид с часовой башни.
Москва-сити.
Москва-сити.
Подарок Парижского метро Московскому.
Подарок Парижского метро Московскому.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курортах: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому