Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57
Фотоальбом

Метрополь как безмолвный свидетель истории

20 23
Москва — Россия Июнь 2017

В больших городах есть знаковые архитектурные памятники, по истории которых можно изучать историю страны. В Москве к таким легендарным историческим объектам безусловно относится отель Метрополь. Он расположен в самом центре города и всегда был в гуще событий российской истории. История отеля началась в 1898 год, когда Санкт-Петербургское общество страхований покупает здание и отдает его в аренду Северному домостроительному обществу во главе с Саввой Мамонтовым. Савва Мамонтов задумал соорудить на этом месте целый развлекательный комплекс, который включал бы театр, выставочные залы, крытый стадион, рестораны и гостиничные номера, чем не прообраз современных торговых центров. Автором проекта задуманного Мамонтовым грандиозного сооружения стал 28-летний архитектор Вильям Валькотт. Но полностью воплотить проект в жизнь не удалось, помешали арест Мамонтова, которого обвинили в растрате, и пожар в уже почти готовом здании, поэтому достраивали отель по более дешевому проекту архитекторов Кекушева и Галензовского. Но и в таком усеченном виде открытый в начале 1905 года Метрополь произвел фурор. Метрополь был построен в новом для Москвы архитектурном стиле модерн, оснащен электричеством, горячей водой и телефонами в номерах, ледяными холодильниками и лифтами. Особое впечатление на публику произвел зал одноименного ресторана под огромной стеклянной крышей, сооруженной по проекту известного русского инженера Шухова.

Переломным моментом для Метрополя, как и для страны, стала революция 17-го года. В эпоху перемен водоворот событий вокруг Метрополя был невероятный. В ноябре 1917 года здание отеля штурмовали революционные солдаты под предводительством Фрунзе, а обороняли его курсанты военных училищ, верные присяге. Шесть дней большевики безуспешно пытались завладеть Метрополем, только применив артиллерию, они смогли заставить юнкеров покинуть здание. Потом в Метрополе был устроен штаб большевиков, его называли вторым Домом Советов, первый располагался в отеле Националь, где жил Ленин. Знаменитый центральный ресторан отеля под стеклянной крышей был превращен в зал заседаний ВЦИК. Здесь неоднократно выступали Ленин, Троцкий, Свердлов. В роскошных номерах поселились видные деятели большевистской партии — Чичерин, Бухарин, Антонов-Овсеенко, Войков и др. В соседних номерах располагались народные комиссариаты и различные комиссии и комитеты.

Жили здесь и писатели, например, в 1918 году в номере 253 некоторое время проживал Мандельштам, жили Сергей Прокофьев, Александр Вертинский с семьей. Часть более простых номеров в непарадной части отеля отдали под обычные коммунальные квартиры. Что удивительно, коммунальные квартиры были полностью расселены только в 60-е годы. После войны на 4-м этаже располагались кабинеты КГБ, в один из них вызывали писателя Войновича, он об этом пишет в своих воспоминаниях. В советские годы в отеле останавливались многие известные люди. В 1950–1970-е годы гостями «Метрополя» были Мао Цзэдун, Джон Кеннеди, Марчелло Мастроянни, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек, Жан Маре, Поль Мориа и многие другие.

К 90-м годам коммунальных квартир и госучреждений и прочих непрофильных для отеля структур в Метрополе не осталось, но здание после всех перипетий 20-го века требовало капитального ремонта. С 1986 до 1991 г. Метрополь был закрыт на реставрацию. По старым чертежам был восстановлен фасад и интерьеры в их первоначальном виде. Метрополь закрылся при Советском Союзе, а открылся уже в другой стране в новой России. Открытие легендарного отеля имело большой резонанс, презентации отеля прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и Париже. Это был один из первых пятизвездочных отелей в Москве.

В 2012 году легендарный Метрополь был продан в частные руки. Сложно сказать, как это отразилось на функционировании отеля, но по крайней мере новые владельцы стали пускать всех желающих на экскурсии и это было правильное решение, поскольку Метрополь это не просто отель, но и значительный памятник отечественной истории и архитектуры. В штате отеля есть историк Метрополя. Может быть эта должность называется как-то иначе, но в обязанности этого сотрудника входит проведение разнообразных экскурсий по отелю, собирание исторических свидетельств, воспоминаний известных людей, некогда проживавших в Метрополе. На сайте отеля есть отдельный раздел, посвященный организации экскурсий. Метрополь единственный отель в Москве, который сам предлагает экскурсии по своему зданию. Также такие экскурсии предлагают некоторые городские экскурсионные бюро. Но взять экскурсию от отеля напрямую значительно выгоднее. Кстати в программу экскурсии входит приветственный бокал шампанского и пару фирменных пирожных от ресторана Метрополя.

Метрополь считается одним из самых ярких архитектурных памятников модерна в Москве.
Метрополь считается одним из самых ярких архитектурных памятников модерна в Москве.
Внешний архитектурный облик Метрополя отличается строгостью линий. Основой оформления фасадов стал стиль модерн, но встречаются элементы псевдоготики: различные башенки, характерные для романской архитектуры. Цокольный этаж включает аркады, облицованные красным мрамором, что на контрасте с гладкими верхними этажами придает массивному зданию воздушность. На протяженных фасадах много различных эркеров и ризалитов, что также визуально облегчает здание. Крыша здания перекрыта стеклянным куполом.
Внешний архитектурный облик Метрополя отличается строгостью линий. Основой оформления фасадов стал стиль модерн, но встречаются элементы псевдоготики: различные башенки, характерные для романской архитектуры. Цокольный этаж включает аркады, облицованные красным мрамором, что на контрасте с гладкими верхними этажами придает массивному зданию воздушность. На протяженных фасадах много различных эркеров и ризалитов, что также визуально облегчает здание. Крыша здания перекрыта стеклянным куполом.
По замыслу Саввы Мамонтова особое внимание должно было уделяться внешнему художественному оформлению здания. Любимым детищем Мамонтова была принадлежащая ему Абрамцевская керамическая мастерская, не в последнюю очередь по этой причине внешние фасады Метрополя украшает множество майоликовых панно. Мамонтов заказал известным художникам эскизы для этих панно, а сами панно были изготовлены в мастерской Мамонтова. Всего на фасадах размещено 8 крупных майоликовых панно, включая главное панно "Принцесса Грёза", и 14 маленьких, всего 22 панно.
По замыслу Саввы Мамонтова особое внимание должно было уделяться внешнему художественному оформлению здания. Любимым детищем Мамонтова была принадлежащая ему Абрамцевская керамическая мастерская, не в последнюю очередь по этой причине внешние фасады Метрополя украшает множество майоликовых панно. Мамонтов заказал известным художникам эскизы для этих панно, а сами панно были изготовлены в мастерской Мамонтова. Всего на фасадах размещено 8 крупных майоликовых панно, включая главное панно "Принцесса Грёза", и 14 маленьких, всего 22 панно.
Самое известное майоликовое панно «Принцесса Грёза» расположено над бывшим главным входом Метрополя (сейчас главный вход из-за парковки перенесли на противоположную сторону здания) и выполнено оно по картине Михаила Врубеля. Врубелевское панно называют самым известным панно Москвы. А между тем, картина, по которой было выполнено панно, в свое время было плохо принята критиками и публикой. Картина была написана  на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге и имела оглушительный успех у публики. В основе пьесы была романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти. В том же 1896 году Михаил Врубель получил госзаказ на две большие живописные картины для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одну из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана. Однако картины и их эскизы вызвали критику членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке, мотивируя тем, что творение художника не соответствует канонам академической живописи. Соответственно Врубель не получил денег от государства за выполненные работы. Тогда Савва Мамонтов сам оплатил художнику его картины и выставил их в своем павильоне. Но и эта затея обернулась провалом: публика плохо приняла работы Врубеля, т.к. в прессе началась травля художника. Но Мамонтов не был бы Мамонтовым и решил увековечить одну из картин на фасаде Метрополя, чтобы народ сам составил мнение о ней. С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Но проблема в том, что нам зачастую некогда остановиться и поднять голову, когда в очередной раз пробегаем мимо Метрополя. Кстати, картина, по которой выполнено панно и которая демонстрировалась на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.
Самое известное майоликовое панно «Принцесса Грёза» расположено над бывшим главным входом Метрополя (сейчас главный вход из-за парковки перенесли на противоположную сторону здания) и выполнено оно по картине Михаила Врубеля. Врубелевское панно называют самым известным панно Москвы. А между тем, картина, по которой было выполнено панно, в свое время было плохо принята критиками и публикой. Картина была написана на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге и имела оглушительный успех у публики. В основе пьесы была романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти. В том же 1896 году Михаил Врубель получил госзаказ на две большие живописные картины для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одну из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана. Однако картины и их эскизы вызвали критику членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке, мотивируя тем, что творение художника не соответствует канонам академической живописи. Соответственно Врубель не получил денег от государства за выполненные работы. Тогда Савва Мамонтов сам оплатил художнику его картины и выставил их в своем павильоне. Но и эта затея обернулась провалом: публика плохо приняла работы Врубеля, т.к. в прессе началась травля художника. Но Мамонтов не был бы Мамонтовым и решил увековечить одну из картин на фасаде Метрополя, чтобы народ сам составил мнение о ней. С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Но проблема в том, что нам зачастую некогда остановиться и поднять голову, когда в очередной раз пробегаем мимо Метрополя. Кстати, картина, по которой выполнено панно и которая демонстрировалась на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.
Майоликовое панно А. Головина "Орфей".
Майоликовое панно А. Головина "Орфей".
Майоликовое панно А. Головина "Поклонение природе".
Майоликовое панно А. Головина "Поклонение природе".
Майоликовое панно А. Головина "Купание наяд".
Майоликовое панно А. Головина "Купание наяд".
Майоликовое панно А. Головина «Клеопатра».
Майоликовое панно А. Головина «Клеопатра».
Над окнами третьего этажа расположена мозаичная цитата из Ницше: «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему».
Над окнами третьего этажа расположена мозаичная цитата из Ницше: «Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему».
После революции Ницше заменил Ленин: «Только диктатура пролетариата сможет освободить человечество от гнета капитала». Надпись сделали на фасаде со стороны Театральной площади.
После революции Ницше заменил Ленин: «Только диктатура пролетариата сможет освободить человечество от гнета капитала». Надпись сделали на фасаде со стороны Театральной площади.
Балерьеф «Времена года», опоясывающий здание, выполнил скульптор Николай Андреев, известный тем, что при советской власти создал более 100 вошедших в его знаменитую лениниану скульптурных портретов Ленина. Но балерьеф на Метрополе он делал еще до революции. Балерьеф особенно выразителен при боковом солнечном свете. Также под солнцем по-особенному играют майоликовые панно. Панно на этой фотографии под названием "Клеопатра" (его еще называют "Жизнь") сложносочинённое и состоит из пяти частей. На крайнем слева панно изображены белые лебеди, на крайнем справа - черные лебеди, а по центру - Клеопатра. Также стоит обратить внимание на бирюзовые керамические вазы.
Балерьеф «Времена года», опоясывающий здание, выполнил скульптор Николай Андреев, известный тем, что при советской власти создал более 100 вошедших в его знаменитую лениниану скульптурных портретов Ленина. Но балерьеф на Метрополе он делал еще до революции. Балерьеф особенно выразителен при боковом солнечном свете. Также под солнцем по-особенному играют майоликовые панно. Панно на этой фотографии под названием "Клеопатра" (его еще называют "Жизнь") сложносочинённое и состоит из пяти частей. На крайнем слева панно изображены белые лебеди, на крайнем справа - черные лебеди, а по центру - Клеопатра. Также стоит обратить внимание на бирюзовые керамические вазы.
Фото альбома, которое нам нравится более всего. Видна стеклянная крыша центрального зала Метрополя и квадратная башенка со стеклянным куполом главного атриума отеля. Еще цветет сирень и у нее есть оттенки, совпадающие с некоторыми цветами  майоликовых панно.
Фото альбома, которое нам нравится более всего. Видна стеклянная крыша центрального зала Метрополя и квадратная башенка со стеклянным куполом главного атриума отеля. Еще цветет сирень и у нее есть оттенки, совпадающие с некоторыми цветами майоликовых панно.
Современное лобби отеля.
Современное лобби отеля.
Эту часть отеля достроили при реставрации.
Эту часть отеля достроили при реставрации.
Старинный балерьеф 18-го века, посвященный первому владельцу здания Санкт-Петербургскому Обществу Страхований или сокращенно СПОС.
Старинный балерьеф 18-го века, посвященный первому владельцу здания Санкт-Петербургскому Обществу Страхований или сокращенно СПОС.
В интерьерах отеля сохранились элементы украшения с использованием полудрагоценного камня оникса. Удивительно, что они сохранились в перипетиях 20-го века.
В интерьерах отеля сохранились элементы украшения с использованием полудрагоценного камня оникса. Удивительно, что они сохранились в перипетиях 20-го века.
Лифтовое хозяйство как произведение искусства.
Лифтовое хозяйство как произведение искусства.
Майоликовые панно на лифтах выполнены по эскизам Васнецова.
Майоликовые панно на лифтах выполнены по эскизам Васнецова.
Главный внутренний атриум. По стенам главного внутреннего атриума размещено множество фотографий: из истории Метрополя, его знаменитых основателей, не менее знаменитых постояльцев: дореволюционных, советских и современных.
Главный внутренний атриум. По стенам главного внутреннего атриума размещено множество фотографий: из истории Метрополя, его знаменитых основателей, не менее знаменитых постояльцев: дореволюционных, советских и современных.
Фотография Метрополя в год открытия и фотографии отцов-основателей.
Фотография Метрополя в год открытия и фотографии отцов-основателей.
Фотографии гостей Метрополя в дореволюционные и послереволюционные времена.
Фотографии гостей Метрополя в дореволюционные и послереволюционные времена.
Фотографии современных гостей Метрополя. Известные имена можно перечислять бесконечно. Шэрон Стоун на первом месте.
Фотографии современных гостей Метрополя. Известные имена можно перечислять бесконечно. Шэрон Стоун на первом месте.
Внутренние интерьеры отеля. Как правило все выполнено в мягких пастельных тонах. Интерьеры можно кратко охарактеризовать как скромная роскошь.
Внутренние интерьеры отеля. Как правило все выполнено в мягких пастельных тонах. Интерьеры можно кратко охарактеризовать как скромная роскошь.
Еще один атриум.
Еще один атриум.
Самый дорогой этаж.
Самый дорогой этаж.
Антикварная мебель. Отелю не принадлежит, все государственное, находится у отеля на ответственном хранении.
Антикварная мебель. Отелю не принадлежит, все государственное, находится у отеля на ответственном хранении.
Холл под названием Континентальный.
Холл под названием Континентальный.
В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннее убранство отеля весьма разнообразно: здесь есть интерьеры в самых различных стилях. Например, этот банкетный зал, который получил название Боярский, оформлен в псевдорусском шатровом стиле. Но если сказать точнее, то это просто русский китч.
В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннее убранство отеля весьма разнообразно: здесь есть интерьеры в самых различных стилях. Например, этот банкетный зал, который получил название Боярский, оформлен в псевдорусском шатровом стиле. Но если сказать точнее, то это просто русский китч.
Любимый номер Монсеррат Кабалье.
Любимый номер Монсеррат Кабалье.
Антикварная мебель в номере. Находится на строгом учете у государства.
Антикварная мебель в номере. Находится на строгом учете у государства.
Вторая комната номера.
Вторая комната номера.
В целом ничего особенного, малогабаритная 3-х комнатная квартира, но правда с роялем и антикварной мебелью.
В целом ничего особенного, малогабаритная 3-х комнатная квартира, но правда с роялем и антикварной мебелью.
Знаменитый центральный зал Метрополя. Савва Мамонтов планировал в этом зале устроить театр, но планы его не сбылись, новые хозяева открыли здесь ресторан. Каких только событий не происходило в этом зале. Осенью 1905 года в поддержку революционных рабочих здесь пел Федор Шаляпин свою знаменитую «Дубинушку», бывшую тогда под запретом властей. После выступления он прошел с шляпой по столам и собрал внушительную сумму, которую передал в помощь революционным рабочим. Правда, в 1917 года ему пришлось уехать из России, но это уже другая история. В послереволюционный период ресторан превратили в зал заседаний ВЦИК, здесь неоднократно выступали Ленин и Троцкий. В ноябре 1925 года в зале ресторана Метрополь состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки, Ласкера и других великих шахматистов. Есть легенда, что в этом зале Есенин признался в любви Айседоре Дункан. Сталин и Мао Цзэдун в 1951 году отмечали здесь заключение советско-китайского договора о дружбе. Позже здесь играл на пианино Майкл Джексон. А в 21 веке событием в истории гостиницы стали чествование золотой свадьбы Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, которые якобы познакомились в этом зале. И это далеко не все исторические события, которые происходили в этом зале.
Знаменитый центральный зал Метрополя. Савва Мамонтов планировал в этом зале устроить театр, но планы его не сбылись, новые хозяева открыли здесь ресторан. Каких только событий не происходило в этом зале. Осенью 1905 года в поддержку революционных рабочих здесь пел Федор Шаляпин свою знаменитую «Дубинушку», бывшую тогда под запретом властей. После выступления он прошел с шляпой по столам и собрал внушительную сумму, которую передал в помощь революционным рабочим. Правда, в 1917 года ему пришлось уехать из России, но это уже другая история. В послереволюционный период ресторан превратили в зал заседаний ВЦИК, здесь неоднократно выступали Ленин и Троцкий. В ноябре 1925 года в зале ресторана Метрополь состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки, Ласкера и других великих шахматистов. Есть легенда, что в этом зале Есенин признался в любви Айседоре Дункан. Сталин и Мао Цзэдун в 1951 году отмечали здесь заключение советско-китайского договора о дружбе. Позже здесь играл на пианино Майкл Джексон. А в 21 веке событием в истории гостиницы стали чествование золотой свадьбы Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, которые якобы познакомились в этом зале. И это далеко не все исторические события, которые происходили в этом зале.
Оформление зала производит неизгладимое впечатление.
Оформление зала производит неизгладимое впечатление.
В центре зала фонтан, который включают, когда в зале принимают гостей.
В центре зала фонтан, который включают, когда в зале принимают гостей.
Уникальные торшеры.
Уникальные торшеры.
Главным украшением зала является огромный витражный купол на тему сотворения мира, выполненный по эскизам С. Чехонина, ученика Репина.
Главным украшением зала является огромный витражный купол на тему сотворения мира, выполненный по эскизам С. Чехонина, ученика Репина.
Знаменитая сцена зала с арфой, под звуки которой здесь принимают гостей - это старинная традиция. Сегодня как ресторан этот зал не работает по причине невозможности его заполнения публикой. В уникальном интерьере зала под звучание арфы и шум фонтана сервируется завтрак для постояльцев, но посетить его может любой желающий. Стоимость завтрака в форме шведского стола порядка 2000руб. По выходным здесь дают бранч – что-то типа раннего обеда.
Знаменитая сцена зала с арфой, под звуки которой здесь принимают гостей - это старинная традиция. Сегодня как ресторан этот зал не работает по причине невозможности его заполнения публикой. В уникальном интерьере зала под звучание арфы и шум фонтана сервируется завтрак для постояльцев, но посетить его может любой желающий. Стоимость завтрака в форме шведского стола порядка 2000руб. По выходным здесь дают бранч – что-то типа раннего обеда.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому