Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57
Фотоальбом

Гостиница Ленинградская — легенда Москвы

Гостиница «Ленинградская» строилась в период с 1949 по 1952 год и стала одной из самых знаменитых сталинских высоток. Она самая маленькая среди семи сестер, как называют знаменитые московские высотки, всего 136 метров, но самая красивая и самая «русская». С самого начала авторы здания гостиницы архитекторы Поляков и Борецкий ориентировались на национальную русскую теремную архитектуру XVIII века как главную идею своего проекта. С завершением строительства гостиницы Ленинградской русская тема восторжествовала на всех уровнях площади трех вокзалов.

Чуть истории.

Идею построить в разных районах Москвы высотные здания принадлежала архитектору Борису Иофану, автору проекта знаменитого Дворца Советов, в итоге так и не реализованного. Его идеями воспользовался молодой амбициозный архитектор Чечулин, ставший в годы войны главным архитектором Москвы и активно продвигавший идею возведения высотных зданий как узловых точек центра столицы. Не обошлось и без личного указания Сталина, что Москва должна стать образцом для всех столиц мира и что её архитектура должна в полной мере соответствовать статусу столицы державы-победительницы в мировой войне. А особенное внимание необходимо уделить привокзальным районам. Человек, впервые приехавший в Москву и вышедший на привокзальную площадь, как указывал вождь народов, должен лишиться дара речи от великолепия окружающей его архитектуры. Еще одним условием проекта здания гостиницы Ленинградская должна стать опора исключительно на национальные архитектурные традиции. Никаких аналогий с чужестранными небоскребами: ни в облике, ни в технологиях, ни в декоре. Было запрещено употреблять слово небоскребы, это у них небоскребы в кавычках, а в Советском Союзе только высотные здания.

Но помимо этих непростых условий необходимо было вписать новое здание в ансамбль площади трех вокзалов, где уже потрудились великие русские архитекторы, такие как Тон, Шехтель и Щусев, и это была сложнейшей творческой задачей для Полякова и Борецкого.

Сегодня мы не замечаем грандиозное здание гостиницы Ленинградская, но если вспомнить времена, когда она строилась, то возникает вопрос, как удалось достаточно быстро построить такое уникальное здание в условиях растерзанной войной экономики и послевоенного восстановления, когда на все строительные организации Москвы было всего 44 самосвала и 26 примитивных деррик-кранов. На строительстве гостиницы Ленинградская было внедрено и отработано бессчетное количество новых технологий. При строительстве использовали бетонированный стальной каркас, здесь впервые применили бетонный насос и специальную сталь марки ДС (расшифровывается как Дворец Советов, применяется на мостах и высотных зданиях до сих пор), стальной каркас сваривали и заливали бетоном в отличии от открытых клепанных каркасов американских зданий (что сыграло злую шутку со зданиями Всемирного торгового центра). Были разработаны и впервые использовались ползучие краны, впервые применили пустотелый кирпич, керамическую облицовочную плитку и т. д. и т. п. Здание гостиницы пришлось строить на плывуне, на шесть этажей вниз уходит специально разработанный коробчатый фундамент, вокруг фундамента установлен герметичный шпунтованный ряд бетонных свай и используется специальная система откачки грунтовых вод. Здание никогда не давало осадки, в его конструкции не предусмотрены осадочные швы. Ресурс здания по результатам его приемки после ремонта компанией Hilton в 2006 году оценен ещё почти в 100 лет.

Архитекторы Поляков и Борецкий в итоге не ударили в грязь лицом перед своими предшественниками — авторами существовавших до них зданий площади трех вокзалов. Здание гостиницы Ленинградская достойно вписалось в ансамбль площади трех вокзалов, а его архитектура, элементы декора и внутренние интерьеры уникальны и обязательны для подробного ознакомления туристами. Этот фотоальбом — наша попытка показать удивительные особенности гостиницы Ленинградская.

Два дополнения перед фотографиями.

Первое. Печальна судьба архитекторов Полякова и Борецкого. За свой уникальный проект архитекторы заслуженно получили Сталинскую премию. Но с приходом к власти Хрущева наступила новая эпоха. Новый руководитель Советского государства директивно поменял архитектурные концепции и с 1954 года началась планомерная борьба с излишествовами в архитектуре. Хрущев решительно покончил со сталинским высотничеством, бесцеремонно разогнал Академию архитектуры и в педагогических целях отобрал Сталинские премии у авторов гостиницы Ленинградская. Поляков фактически был отлучен от профессии. Бытовало мнение, что надо просто пережить очередного вождя. Борецкому это удалось, Полякову нет, он умер через год после смерти Хрущева. Печально. Поляков был одним из самых талантливых советских архитекторов, он оформлял Волго-Донской канал и Куйбышевский гидроузел, восстанавливал Севастополь, оставил много зданий в Москве, отметился в оформлении московского метро.

И второе. Здание гостиницы Ленинградская, как и других высотных зданий Москвы, очень привлекает руферов. На просторах сети попалась удивительная запись в живом журнале одного из самых известных московских руферов, где он описывает подробности покорения им шпиля гостиницы Ленинградская. Умопомрачительные фото, дух захватывает только от просмотра фотографий. Рекомендуем, этот материал позволяет понять суть здания Ленинградской. Вот ссылка.

Здание гостиницы Ленинградская от платформы Каланчёвская.
Здание гостиницы Ленинградская от платформы Каланчёвская.
Шатровая часть здания. Этот шпиль покоряли руферы.
Шатровая часть здания. Этот шпиль покоряли руферы.
Главная башня Казанского вокзала, с которой перекликается здание гостиницы Ленинградской.
Башня похожа на одну из башен Казанского кремля. Принцип построения, как говорят профессионалы, восьмерик на четверике. Три нижних яруса – кубы-четверики, на них две восьмигранные башенки и шатер со шпилем. Отсыл к русскому средневековью. Аналогичное построение имеет здание гостиницы Ленинградская.
Главная башня Казанского вокзала, с которой перекликается здание гостиницы Ленинградской. Башня похожа на одну из башен Казанского кремля. Принцип построения, как говорят профессионалы, восьмерик на четверике. Три нижних яруса – кубы-четверики, на них две восьмигранные башенки и шатер со шпилем. Отсыл к русскому средневековью. Аналогичное построение имеет здание гостиницы Ленинградская.
Вид вверх от главного входа. Построение здания похоже на главную башню Казанского вокзала.
6-ти этажный куб, потом 13-ти этажный параллелепипед, еще 3-х этажный куб, далее две восьмигранные башенки и шатер. Все это можно увидеть, если рассматривать здание от Казанского вокзала.
Вид вверх от главного входа. Построение здания похоже на главную башню Казанского вокзала. 6-ти этажный куб, потом 13-ти этажный параллелепипед, еще 3-х этажный куб, далее две восьмигранные башенки и шатер. Все это можно увидеть, если рассматривать здание от Казанского вокзала.
Главный вход в здание. Сегодня здесь расположен пятизвездочный отель Hilton. Условием перестройки гостиницы Ленинградская в отель Hilton, было сохранение четырех фасадов здания с элементами декора, общественных зон интерьеров двух первых этажей, интерьеров номеров люкс с первого по шестой этаж и помещений двадцать первого этажа, где была расположена смотровая площадка. По общему мнению, Hilton в полном мере выполнил требования Москомнаследия и сегодня гостиница выглядит наиболее исторически достоверной и сохранившейся среди своих семи сестер. Сеть Hilton пыталась зайти в гостиничный бизнес в Москве ещё в социалистические времена. Но не удалось. В перестройку гостиница по знакомству с Лужковым досталась клану Гуцериевых, а вот уже Михаил Гуцериев в период опалы перепродал её Hilton.
Главный вход в здание. Сегодня здесь расположен пятизвездочный отель Hilton. Условием перестройки гостиницы Ленинградская в отель Hilton, было сохранение четырех фасадов здания с элементами декора, общественных зон интерьеров двух первых этажей, интерьеров номеров люкс с первого по шестой этаж и помещений двадцать первого этажа, где была расположена смотровая площадка. По общему мнению, Hilton в полном мере выполнил требования Москомнаследия и сегодня гостиница выглядит наиболее исторически достоверной и сохранившейся среди своих семи сестер. Сеть Hilton пыталась зайти в гостиничный бизнес в Москве ещё в социалистические времена. Но не удалось. В перестройку гостиница по знакомству с Лужковым досталась клану Гуцериевых, а вот уже Михаил Гуцериев в период опалы перепродал её Hilton.
Внешний декор здания. Для отделки использовалась искусственная керамика белого и красного цвета, производство которой наладили только в 1949 году, и вставки-розетки из золотой смальты. Шары на обелисках и ребра шатра также были выполнены из золотой смальты и они сверкали на солнце как покрытые сусальным золотом. Сочетание красного, белого и золотого соответствует стилю нарышкинского барокко, цветовой гамме 17 века. Все со временем потускнело, что-то заменили, но представить первоначальный вид здания можно.
Внешний декор здания. Для отделки использовалась искусственная керамика белого и красного цвета, производство которой наладили только в 1949 году, и вставки-розетки из золотой смальты. Шары на обелисках и ребра шатра также были выполнены из золотой смальты и они сверкали на солнце как покрытые сусальным золотом. Сочетание красного, белого и золотого соответствует стилю нарышкинского барокко, цветовой гамме 17 века. Все со временем потускнело, что-то заменили, но представить первоначальный вид здания можно.
Оригинальная боковая дверь на главном фасаде здания с т.н. разорванным фронтоном и венецианской раковиной в центре. Такие же венецианские раковины можно видеть в Архангельском соборе Московского кремля. Разорванный фронтон также украшает царское крыльцо Грановитой палаты. Отсыл к средневековой русской архитектуре и теремной эпохе.
Оригинальная боковая дверь на главном фасаде здания с т.н. разорванным фронтоном и венецианской раковиной в центре. Такие же венецианские раковины можно видеть в Архангельском соборе Московского кремля. Разорванный фронтон также украшает царское крыльцо Грановитой палаты. Отсыл к средневековой русской архитектуре и теремной эпохе.
Перекрытия над главным входом в здание также из теремной эпохи. Плоского потолка в древнерусской архитектуре нет, либо купол либо свод. И обязательно роспись. Светильник - имитация масляного фонаря из Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.
Перекрытия над главным входом в здание также из теремной эпохи. Плоского потолка в древнерусской архитектуре нет, либо купол либо свод. И обязательно роспись. Светильник - имитация масляного фонаря из Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.
В интернете нашли понравившуюся подпись к этой нашей фотографии: 
"Когда входишь через восстановленные дубовые двери в главный вестибюль под стеклянным потолком, трудно к чему-то придраться, кроме слишком новой столярки и слишком молодых мальчиков и девочек с рецепции". 
В вестибюле сохранены оригинальный пол, панели на стенах, деревянные потолочные плафоны и цветные витражи.
В интернете нашли понравившуюся подпись к этой нашей фотографии: "Когда входишь через восстановленные дубовые двери в главный вестибюль под стеклянным потолком, трудно к чему-то придраться, кроме слишком новой столярки и слишком молодых мальчиков и девочек с рецепции". В вестибюле сохранены оригинальный пол, панели на стенах, деревянные потолочные плафоны и цветные витражи.
Архитекторы разбили вестибюль здания на три помещения, аналогичные трем помещениям всех русских храмов: притвор, теплый храм и алтарь. Алтарь – царство небесное, теплый храм – царство земное, реальный мир. Эта фотография из притвора (рецепции) в сторону теплого храма и алтаря.
Церковная стилистика появилась в связи с изменениями в отношении власти и церкви. В 1943 году Сталин собрал архиереев на ближней даче и посоветовал собрать Поместный собор и выбрать наконец патриарха вместо местоблюстителя. В Москву приехали священнослужители и выбрали патриарха, а архитекторам было разрешено использовать в своих проектах элементы церковной архитектуры.
Архитекторы разбили вестибюль здания на три помещения, аналогичные трем помещениям всех русских храмов: притвор, теплый храм и алтарь. Алтарь – царство небесное, теплый храм – царство земное, реальный мир. Эта фотография из притвора (рецепции) в сторону теплого храма и алтаря. Церковная стилистика появилась в связи с изменениями в отношении власти и церкви. В 1943 году Сталин собрал архиереев на ближней даче и посоветовал собрать Поместный собор и выбрать наконец патриарха вместо местоблюстителя. В Москву приехали священнослужители и выбрали патриарха, а архитекторам было разрешено использовать в своих проектах элементы церковной архитектуры.
Декор помещения рецепции (притвора).
Ну кто станет отрицать, что здесь есть элементы древнерусской теремной архитектуры.
Декор помещения рецепции (притвора). Ну кто станет отрицать, что здесь есть элементы древнерусской теремной архитектуры.
Росписи золотым по синему.
Росписи золотым по синему.
Настенный декор рецепции. На стене рецепции лилии Александра Васильева - почетный знак отличия, который вручается за качество интерьеров.
Настенный декор рецепции. На стене рецепции лилии Александра Васильева - почетный знак отличия, который вручается за качество интерьеров.
Светильник в форме паникадило в помещении рецепции. Все светильники такого типа в помещениях гостиницы Лениградская выполнены по эскизам Борецкого.
Светильник в форме паникадило в помещении рецепции. Все светильники такого типа в помещениях гостиницы Лениградская выполнены по эскизам Борецкого.
Золотые ворота на входе в теплый храм (лобби отеля) - копия Золотых ворот Верхоспасского собора в Кремле. 
Говорят также, что подобная решетка есть в метро Арбатская.
Золотые ворота на входе в теплый храм (лобби отеля) - копия Золотых ворот Верхоспасского собора в Кремле. Говорят также, что подобная решетка есть в метро Арбатская.
Вид на теплый храм (лобби отеля). В качестве алтаря здесь выступает лифтовый холл.
Вид на теплый храм (лобби отеля). В качестве алтаря здесь выступает лифтовый холл.
Алтарь (лифтовой холл) снаружи украшен красным шокшинским кварцитом, который иногда называют русским порфиром. Порфир – почти драгоценный камень. Висконти в Париже в Доме Инвалидов сделал саркофаг Наполеона из русского порфира. Для того, чтобы использовать русский порфир испрашивали разрешения у императора Николая I. Он не раздумывая согласился и даже подарил французам несколько тонн этого порфира со словами, что мол пусть наконец русский камень придавит Наполеона.
Алтарь (лифтовой холл) снаружи украшен красным шокшинским кварцитом, который иногда называют русским порфиром. Порфир – почти драгоценный камень. Висконти в Париже в Доме Инвалидов сделал саркофаг Наполеона из русского порфира. Для того, чтобы использовать русский порфир испрашивали разрешения у императора Николая I. Он не раздумывая согласился и даже подарил французам несколько тонн этого порфира со словами, что мол пусть наконец русский камень придавит Наполеона.
Оригинальные подвесные потолки из резных деревянных панелей. Хорошо видна отделка поверхности стены красным порфиром.
Оригинальные подвесные потолки из резных деревянных панелей. Хорошо видна отделка поверхности стены красным порфиром.
Бронзовый декор лифтового холла. Видно как потолок отражается на поверхности красного порфира.
Бронзовый декор лифтового холла. Видно как потолок отражается на поверхности красного порфира.
Элементы бронзового декора лифтового холла вблизи.
Элементы бронзового декора лифтового холла вблизи.
Оригинальные деревянный потолок, колонны и светильники, выполненные как паникадила, в лобби отеля.
Оригинальные деревянный потолок, колонны и светильники, выполненные как паникадила, в лобби отеля.
Все это хозяйство охраняют два льва - трофеи, привезенные, как утверждается, из самого рейхстага.
Все это хозяйство охраняют два льва - трофеи, привезенные, как утверждается, из самого рейхстага.
Страшный зверь поближе.
Страшный зверь поближе.
Если не знать, где находится этот лев, то сложно понять назначение помещения.
Если не знать, где находится этот лев, то сложно понять назначение помещения.
Общий вид на лобби отеля.
Общий вид на лобби отеля.
Светильник в виде паникадило по эскизам Борецкого как элемент храмовой архитектуры. Похож на паникадила Успенского собора. Говорят, что когда Хрущеву услужливо доложили, что светильники в гостинице Ленинградская выполнены как паникадила, он просто рассвирепел.
Светильник в виде паникадило по эскизам Борецкого как элемент храмовой архитектуры. Похож на паникадила Успенского собора. Говорят, что когда Хрущеву услужливо доложили, что светильники в гостинице Ленинградская выполнены как паникадила, он просто рассвирепел.
Оригинальные витражи на окнах в лобби отеля. Изготовлены в 40-е годы в Риге.
Оригинальные витражи на окнах в лобби отеля. Изготовлены в 40-е годы в Риге.
Из лобби на второй этаж здания ведут две симметричные лестницы. На стене верхнего холла правой лестницы размещен барельеф, посвященный Куликовской битве, в ходе которой в 1380 году объединенное русское войско под предводительством князя Дмитрия Донского одержало победу над золотоордынским войском хана Мамая. Как прочитали в интернете, по этой лестнице должны подниматься иностранные гости, прибывающие на Казанский вокзал.
Из лобби на второй этаж здания ведут две симметричные лестницы. На стене верхнего холла правой лестницы размещен барельеф, посвященный Куликовской битве, в ходе которой в 1380 году объединенное русское войско под предводительством князя Дмитрия Донского одержало победу над золотоордынским войском хана Мамая. Как прочитали в интернете, по этой лестнице должны подниматься иностранные гости, прибывающие на Казанский вокзал.
Оформление верхнего холла левой лестницы. Балерьеф с изображением Ледового побоища - битвы на Чудском озере в 1242 году, где русское войско под предводительством Александра Невского одолело войска Ливонского ордена.
Надо обратить внимание на характерные потолок и светильники.
Как прочитали в Интернете, по этой лестнице должны подниматься иностранные гости, прибывающие на Ленинградский вокзал.
Оформление верхнего холла левой лестницы. Балерьеф с изображением Ледового побоища - битвы на Чудском озере в 1242 году, где русское войско под предводительством Александра Невского одолело войска Ливонского ордена. Надо обратить внимание на характерные потолок и светильники. Как прочитали в Интернете, по этой лестнице должны подниматься иностранные гости, прибывающие на Ленинградский вокзал.
Балерьеф чуть ближе. Александр Невский с войском побеждает ливонцев в Ледовом побоище.
Если кто помнит, эта битва произошла в ходе второго крестового похода на языческую Русь, провозглашенного в 1237 году папой римским Григорием IX.
Балерьеф чуть ближе. Александр Невский с войском побеждает ливонцев в Ледовом побоище. Если кто помнит, эта битва произошла в ходе второго крестового похода на языческую Русь, провозглашенного в 1237 году папой римским Григорием IX.
Бывшее помещение ресторана. Колонны, золотая решетка, красное дерево, зеркала, потолочные росписи - все это было удивительно и конечно расточительно для послевоенного времени.
Бывшее помещение ресторана. Колонны, золотая решетка, красное дерево, зеркала, потолочные росписи - все это было удивительно и конечно расточительно для послевоенного времени.
Общий вид бывшего зала ресторана гостиницы Лениградская. Потолочные росписи похожи на росписи в зале I класса Казанского вокзала. Так оформить зал посоветовал Щусев, будучи наставником более молодых коллег. Но так как не было возможности пригласить известных художников, то все элементы декора этого зала выполнили студенты Строгановки, где преподавали Поляков и Борецкий.
Общий вид бывшего зала ресторана гостиницы Лениградская. Потолочные росписи похожи на росписи в зале I класса Казанского вокзала. Так оформить зал посоветовал Щусев, будучи наставником более молодых коллег. Но так как не было возможности пригласить известных художников, то все элементы декора этого зала выполнили студенты Строгановки, где преподавали Поляков и Борецкий.
Элементы декора бывшего зала ресторана.
Элементы декора бывшего зала ресторана.
Гжельско-китайская ваза как элемент декора.
Гжельско-китайская ваза как элемент декора.
Роспись одного из потолочных картушей.  Из серии счастливая жизнь советских людей.
Роспись одного из потолочных картушей. Из серии счастливая жизнь советских людей.
Оформление лестничных клеток второго этажа.
Оформление лестничных клеток второго этажа.
Элементы храмовой архитектуры в оформлении лестничных клеток второго этажа.
Элементы храмовой архитектуры в оформлении лестничных клеток второго этажа.
Знаменитая 15-ти метровая люстра гостиницы Ленинградская, освещающая шестиэтажную лестницу. Внесена в книгу рекордов Гиннесса как самая длинная люстра в мире. В первоначальном варианте оформления лестницы вместо стеклянных ограждений стояли зеркальные. Говорят, что это было незабываемое зрелище.
Знаменитая 15-ти метровая люстра гостиницы Ленинградская, освещающая шестиэтажную лестницу. Внесена в книгу рекордов Гиннесса как самая длинная люстра в мире. В первоначальном варианте оформления лестницы вместо стеклянных ограждений стояли зеркальные. Говорят, что это было незабываемое зрелище.
Оригинальные бронзовые элементы 15-ти метровой люстры. Говорят прямо под люстрой в социалистические времена была курилка.
Оригинальные бронзовые элементы 15-ти метровой люстры. Говорят прямо под люстрой в социалистические времена была курилка.
Еще один вид знаменитой люстры.
Еще один вид знаменитой люстры.
Один из светильников 15-ти метровой люстры. На люстре расположены светильники разной конструкции.
Один из светильников 15-ти метровой люстры. На люстре расположены светильники разной конструкции.
Заключительная фотография фотоальбома. Светильники в стиле храмовой архитектуры.
Заключительная фотография фотоальбома. Светильники в стиле храмовой архитектуры.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому